Аудиосистема хонда


Аудиосистема в Honda Accord | журнал АвтоЗвук

Студия: — Руководитель проекта: Владимир Голосун

Володя утверждает: его фамилия не склоняется. Словари-справочники для работников радио и телевидения утверждают иное, но в данном случае мы согласимся с хозяином фамилии.

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Clarion HX-D2
  • Усилители: Clarion APA 4360, Phoenix Gold MS-2125
  • Акустика: Hertz ML 165, Focal Be 3W2, Digital Design t-28
  • Сабвуфер: Soundstream Exact 10

Для этого есть несколько причин, мы не умолчим ни об одной. Во-первых, словари-справочники изданы в Москве, а Солнечнодольск, где проживает Володя — это уже Область Войска Донского, её жители заслужили право на свои орфоэпические нормы. Это было первое и не главное. Второе, главнее: кто хозяин фамилии? Володя, у него все документы на неё в порядке. Ему, значит, и судить, как с ней обращаться. Тем более, между прочим, что эта же фамилия — и торговая марка установочного предприятия, мы хотели в графе «Студия» написать «Гараж Владимира Голосуна», но он склонять не разрешает, вот и поставили жирный прочерк. Ну вы-то в курсе, что он означает.

Ну и третье, главное, наконец. Хозяин фамилии — несклоняемый, и это доказал ярко и исчерпывающе. Опытные читатели, а особенно те из них, что причастны к автозвуковым соревнованиям, должны вспомнить самый драматический эпизод Еврофинала EMMA 2008 в Австрии. Там Владимир стал чемпионом континента и отправился было домой, в Солнечнодольск, стараясь по Европе забирать южнее, так короче. А Европа нынче устроена так: чем южнее — тем стрёмнее. За обед в словацком «Макдональдсе» Владимиру пришлось расплатиться автомобилем Mazda 6 (красный, состояние отличное, не битый, не крашеный), призовым кубком (первое место, класс «Любитель 7 каналов», состояние отличное, хранился в багажнике около суток) и другим движимым имуществом, оказавшимся в его автомобиле, припаркованном у злополучного фаст-фуда.

Дальше Владимира по Европе и Области Войска Донского повёз его земляк Виктор Шкендель, с тех пор в Интернете подписывающийся «Машинист Синей Стрелы», дубликат кубка по специальному декрету президента EMMA изготовили, а машина…

Машины — тонкие создания, вы же знаете, вот холодильник — это чурбан бесчувственный. Ещё сидя за рулём красной «Мазды», Володя стал заглядываться на «Хонду». Какая машина это стерпит? Потому-то, вероятно, «Мазда» покорно склонилась перед опытными словацкими парнями, наладившими её со стоянки перед торговым центром к себе в потайной гараж.

А что несклоняемый хозяин легкосклоняемой машины? Две недели переписывался со словацкими властями, когда окончательно выяснилось, что машину даже не объявляли в розыск, отправился за новой. Новая любовь-то уже разыгралась не на шутку. Honda, непременно Accord, и непременно «билий», иначе этот цвет Володя не называет, даже в таблице регистрации на соревнованиях.

Кроме «билизны», особо мощных требований к комплектации не было, как это нередко водится за автозвуковыми спортсменами, на что, спрашивается, им облокотилась «аудиосистема с шестью динамиками», если сразу всё выкорчёвывать и переделывать. А в отношении переделки у Володи давно зрел план, осуществить который в «Мазде» не удалось. Признавая только одну марку и модель головного устройства, Clarion HX-D2, он же — «9255 в следующей жизни», он хотел установить «голову» раздельно: основной блок — в багажнике, в салоне — только панель управления. Вот теперь пора настала.

До этого, конечно, было… что? Верно, виброизоляция. Правда, и к этой операции Володя подошёл по-особому. Машина «закатывалась» в шумку поэтапно. В исходном состоянии шум шёл от пола багажника. Закатал пол багажника. Стало слышно пол в салоне — закатал пол в салоне. И так далее, пока шумовиброобстановка в машине не стала однородной, если и заметно помеху — непонятен её источник.

Теперь — подбор компонентов. «Голова» — понятно, выбор сделан давно и надолго. Был добыт очередной экземпляр HX-D2. (Первый сейчас играет в Словакии, второй погиб при экспресс-подготовке к очередному этапу соревнований, оказывается, если в спешке подать на линейный выход HX-D2 плюс 12 вольт, он больше не играет и ремонту не подлежит. Интересный эффект, надо будет предложить Евтушенко попробовать, а то у него только усилители горят…) Лицевую панель Володя отделил от остального нежного электронного организма, приделал вместо шлейфа кабель с компьютерными разъёмами и разместил части головного устройства, как давно было задумано. «Морду» — в тоннеле между передними сиденьями, эту самую… как её… в общем, остальное — в сделанном для этой цели стеклопластиковом боксе под задней полкой. Там доступ к дисковому транспорту происходит через сдвижную дверцу. Вопрос, удобнее ли это, чем при установке транспорта в пределах салона, спорен, но такова была концепция руководителя проекта, а руководитель — несклоняемый, вы уже знаете.

Помимо эмоциональной составляющей (мечтал — значит, обязан сделать, у несклоняемых — только так) в такой компоновке есть и рациональная. Самый длинный слаботочный кабель в системе несёт исключительно управляющие сигналы, а ранимые аналоговые межблочники с выхода встроенного процессора HX-D2 до усилителей — минимальны по длине и подверженности помехам.

Концепцию усилительной части системы Владимир тоже пересмотрел. В прошлой, чемпионской системе усилителем был шестиканальный Audison на фронт и отдельный басовый усилитель, в этой роли выступали разные аппараты, собственно на Еврофинале там был винтажный Phoenix Gold MS-275. Для новой системы Володя начал перебирать альтернативные решения, критерием отбора была максимальная нейтральность звучания. Знатоки, наверное, согласятся: у дорогих «Аудисонов» исключительно породистое, комфортное и детальное одновременно звучание, но узнаваемый звуковой почерк есть, и опытное ухо (а судьи на серьёзных соревнованиях носят именно такие, причём сразу по два) этот почерк узнает. А хотелось нейтральности совершеннейшей. Решение пришло в не совсем ожиданной форме — Clarion. Для фронта были взяты два 4-канальных аппарата действующего модельного ряда, довольно консервативные по схемотехнике и конструкции (что и требовалось). На сабвуфер Владимир, окончательно разочаровавшийся в импульсной технологии усиления, нашёл (что было не так уж и просто) очередной винтаж — Phoenix Gold MS-2125, из тех, белых, кто помнит. Куплен был, разумеется, на аукционе в Японии.

Зачем два 4-канальника на фронт? А для реализации другой идеи, созревавшей во время несостоявшихся поисков «Мазды» на просторах Словацкой республики. Идей на самом деле было две: включить усилители «по бортам», вместо обычного «по полосам», и подключить НЧ-головки трёхполосного фронта мостом, для соблюдения оптимального баланса мощностей по частотным полосам (два) и абсолютного разделения стереоканалов (раз). Так и было сделано, можете посмотреть на схеме.

Теперь — акустика. Душа, сердце и голос любой аудиосистемы (одновременно). Смотрим архив: чемпионская система включала басовик Hertz (165L, с «жатым» бумажным диффузором), пищалку Hertz Mille ML280 и среднечастотник Focal Be 3W2. В новую систему перешли обе марки, но лишь одна модель. Альтернативы 3W2 Владимир, как и немало его коллег, не видит, среднечастотник века остался в системе. С басовиком были опыты, пробы проходили Focal 5WS (знаменитый микросабвуфер, как у Майка Крюка), Eton и Hertz Mille ML1600. Все они для оптимальной работы требовали закрытого объёма, меньшего, чем объём двери. Его Владимир уже начал строить, вырезав лишнее в двери. Но потом попробовал оптимизированный под дверь Hertz ML 165 и… заварил вырезанное обратно. «Милле Лайт» в новой системе прижился идеально. С ВЧ поиски тоже были затяжными и закончились неожиданно — на пищалках фирмы Digital Designs, почему-то распространённой на юге России куда больше, чем на севере. Под новые пищалки, правда, пришлось пересматривать геометрию стоек, но с этим у Владимира всё налажено: в новой системе он снова применил технологию, отработанную на прошлой — выклейка деталей по гипсовым матрицам. В стойках, как и раньше, сделаны характерные «аэродинамические» выборки, позволяющие уменьшить выступание пищалок в зону обзора. Таким же, гипсовым способом сделаны и подиумы для среднечастотников, занявшие место треугольников зеркал, внутренний объём у них одинаковый, примерно по 0,75 л, а углы установки — с учётом асимметрии приборной панели.

Часть системы, установленная в багажнике, в принципе, довольно проста конструктивно. Корпус сабвуфера — прямоугольный ящик объёмом 24 л нетто со скосом по спинке сиденья, диффузор Exact 10 (из-за его собственного объёма «нетто» и «брутто» корпуса получаются заметно разные) смотрит в окно-«лыжницу». Позади корпуса (и отчасти под ним) смонтирована стальная рама, на которой подвешены усилители: два «Кларика» вертикально, винтажный PG — внизу горизонтально. С основным блоком головного устройства (вспомнил всё-таки, как правильно называется) входы усилителей соединены короткими межблочными кабелями непромышленного изготовления. Их основа — свитые медные моножилы диаметром 0,9 мм каждая, поверх — хлопковая оплётка, в общем — крутой хай-энд. Все усилители в системе — с отключенными фильтрами, деление полос идёт «в голове», причём некоторые частоты раздела Владимир меняет уже на площадке соревнований, утверждая, например, что в Москве играет иначе, чем на юге, то ли высота над уровнем моря другая, то ли — спектр внешних шумов…

Не склонивший головы перед словацкими злодеями Владимир не склонил её и перед очередными вызовами судьбы, пусть и менее драматичными. Выступление на финале EMMA Россия с новой, ещё не вполне обкатанной системой оказалось менее удачным, чем ожидалось, девятое место в классе. Что в этих случаях делают несклоняемые? Остаются в Москве ещё на неделю, чтобы выехать на финал IASCA. Только что, уже с дороги, Володя позвонил в редакцию: третье место в классе. Второе восхождение началось…

Clarion на дне тоннеля выглядит интригующе, как будто уходит под днище кузова. Кстати, пульт стабильно работает на отражении от торпедо

Вот как это стало: «морда» и остальное с толстым кабелем между ними

Басовики в дверях стоят почти штатно (только жёстче и с доворотом, совсем маленьким)

 

У среднечастотников — подиумы сложной формы, сделанные по матричной технологии

Благодаря выборке в облицовке стойки пищалки почти не выступают в зону обзора

Заднее сиденье: классика, сабвуфер работает «прямым излучением»

Подиумы для пищалок выклеивались одновременно с выборками в облицовках стоек

Корпус пищалки закреплён на металлическом кронштейне

Подиумы СЧ потребовали гораздо более сложной технологии

Усилители фронта защищены металлическими рейлингами

Монтажная рама: впереди, за ней, корпус сабвуфера, в нижней части — басовый винтаж, второй Clarion ожидает установки

Вот через эту дверцу и происходит загрузка CD

SQ

Помните, какая дорожка открывает нашу обязательную программу, да? Голос солистки Magic Pump прозвучал открыто, но без пронзительности, с отличной артикуляцией и замечательной локализацией отзвуков, однако басовая партия аккомпанемента производила впечатление некоторой натужности, желанного сочетания лёгкости и мощи явно недоставало. Семь барабанов по всему фронту сохраняют тональность совершено неизменной, но все семь как будто слегка в тени, если вы понимаете, о чём я. Соло на ударных с дорожки 11 проявляет ширину сцены, инструменты звучат корректно, но послезвучия тарелок словно слегка укорочены. В целом можно сказать: система звучит предельно корректно, но как бы отстранённо, не стремясь увести слушателя в свой мир. Если Владимир ставил задачу добиться нейтрального звучания, это, безусловно, удалось. Но, как выяснилось, понравилось не всем.

RTA

АЧХ системы заслуживает разбора, она довольно показательна, особенно в сопоставлении с итогами прослушивания. Смотрите: в басовой части явно обозначен максимум отдачи в области 80 — 100 Гц, что, как видно, даже при относительно небольшой общей неравномерности и смещает тональный баланс в сторону «натужного» баса. То ли тесно сабвуферу в этом объёме, то ли перемудрил Володя с разделом полос «фронт — сабвуфер». Остальная часть характеристики не даёт поводов для нареканий, более того, обратите внимание на очень уверенную работу пищалок вплоть до границы «зоны ответственности» спектроанализатора.

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Аудиосистема в Honda Accord | журнал АвтоЗвук

Студия: Accent-Audio.Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

Аккорд поёт,В аккорде много нот.Но пусть одна лишь нота не слышнаАккорду этому уже не та ценаАккорд уже не тотИ не поёт.Вано Крыладзе

«Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков». Словарь так разъясняет, а то откуда бы нам знать…

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + 2-полосный фронт тыл + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEX-P99RS
  • Усилители: E.O.S. E 100AB, E.O.S. AE-920T, Challenger Ergo ER-70.2, Challenger Ergo ER1000.1D
  • Акустика: Eton WA1-160SG, Eton CX-280HG, E.O.S. Odeon
  • Сабвуфер: Alpine SWR-1223D

Ключевое слово здесь — созвучие, его-то и добиваются создатели аудиосистем. А создатели автомобиля, давая ему такое обязывающее имя, как-то упустили из виду это обстоятельство, неважнецки звучит заводская аудиосистема, диссонанс, одним словом (посмотрите в словаре, я свой уже куда-то убрал).

Поэтому появление новенькой Honda Accord в студии Accent-Audio было совершенно закономерным. А после публикации в февральском номере «АЗ» статьи «От винтажа» — даже предсказуемым с математической точностью. Заглянув без приглашения «на огонёк» и увидев в боксе сразу две «Хонды» — чёрную и белую, я понял, что «процесс пошёл», и описывается он уже не кривой имени старика Гаусса, а как-то иначе…

Свою кривую я пока не придумал, но не просто же так туда заехал, а в поисках «фактуры». Фактура была хороша — в каждой машине своя изюминка, но написать можно было только про одну. И оказался я в положении то ли Ходжи Насреддина, то ли капитана Врунгеля — «какого петуха резать, чёрного или белого»? К счастью, вопрос разрешился сам… Чёрный упорхнул, режем белого!

Как это уже стало традицией для работ студии, свобода творчества, как и выбор решений, ограничивалась только рамками бюджета и сроками. К сожалению, и резиновый бюджет, и неограниченный выбор компонентов высшей пробы бывают только в мифах и легендах car audio. В реальной жизни сделать за неделю отлично звучащую и продуманную систему, не слишком отягощённую нулями в ценнике — это уже мастерство. Которое, как известно, не пропьешь и не потеряешь (здесь не пробовали, опираются на литературные данные).

Мастер складывает решение из проверенных «кирпичиков», и нужно их не так много. Как опять подсказывает математика, число возможных сочетаний растёт очень быстро — нот вообще только семь, а сколько божественных мелодий они нам подарили? Хотя одними проверенными решениями обойтись можно не всегда, приходится время от времени создавать новые. Как с нотами — сначала были только белые клавиши, потом маловато стало, чёрные появились, диезы там, бемоли…

Итак, сначала «знакомые нотки», проверенные во многих композициях «то вместе, то поврозь, а то попеременно».

На роль источника сигнала без обсуждений был принят Pioneer DEX-P99RS. Выбор очевиден — встроенный звуковой процессор с богатыми возможностями позволяет решить подавляющее большинство акустических проблем. То есть непосильные для него проблемы теоретически должны быть, но на практике такие случаи мне пока не попадались. Плюс к этому возможность воспроизведения через USB-порт не только mp3 (больно надо для этого брать топовый источник), но и несжатых wav-файлов (а вот для этого надо, только не всякий, даже топовый, возьмёшь). А где флэшка, — гласит старая ковбойская поговорка, — там и винчестер, а это уже совсем другой размах… Приятно и то, что кнопки на руле отлично совместились с интерфейсом управления и полностью сохранили функциональность, это давно проверено.

Фронт — две полосы с поканальным усилением, мидбасы в штатные места с соответствующей доработкой и архитектурной отделкой, пищалки — в треугольники зеркал. Мидбас — шестидюймовый Eton WA1-160SG, пищалка Eton CX-280HG. Проверено, мин нет. А поканалка позволит подобрать оптимальные задержки и уровни сигнала для каждого из динамиков, поэтому проблем со сценой и тональным балансом не предвидится.

Тыл… Ну не делайте вы такое грустное лицо, это вас старит. Тыл на самом деле — вторая зона обслуживания, она чуть проще, с широкополосным усилением. Если это не развеяло грусть, дополню: вторая зона быстро отключается в настройках «девяносто девятого», так что вы можете перестать переживать за «идейную чистоту» системы.

Блок климат-контроля делит систему на две почти независимые части

Здесь тоже две полосы, но динамики компактно установлены в передней части задних дверей с разворотом на слушателя (во сказанул, лучше бы пальцем показал, вот где-то здесь, на фото). Итог такой геометрии: и с тональным балансом, и со сценой всё вполне пристойно, хотя и не так гладко, как спереди. Акустика — двухполосный комплект E.O.S. Odeon с шестидюймовым мидбасом и пассивным кроссовером, «вторая зона» — практически единственное, на чём заметно экономили. На чём-то надо…

Саб — проверенный Alpine SWR-1223D. В багажнике, в закрытом корпусе. Доктора прописывают именно такой рецепт — уж очень хорошо стыкуется АЧХ закрытого ящика с передаточной характеристикой салона. Если уметь стыковать, разумеется. Установлен он лицом к спинке заднего сиденья, подробности на фото.

Усилители разместились на потолке багажного отсека (или под задней полкой, в седанах всё относительно, Эйнштейн, наверное, на таком и ездил), закрыты декоративной панелью и снабжены принудительным охлаждением. Тоже понятно. Зато полезное пространство багажника (от заднего бампера до колёсных арок) не претерпело никаких изменений — как, собственно, и заказывали.

Усилителей четыре — каждому своё. На фронтальные пищалки работает утончённый E.O.S. E 100AB, более «мускулистый» E.O.S. AE-920T обслуживает фронтальные мидбасы. Для дальнейшего повышения качества звучания этот усилитель твикнули — заменили массовые операционные усилители не просто аудиофильскими, а, не побоюсь этого слова, аудиоманьячными LME49720HA (из закромов, про закрома Accent-Audio я уже писал, не скрывая зависти). Коротко, для конспекта: круглый металлостеклянный корпус, соединения кристалла с выводами внутри корпуса — золотыми проволочками. Для звука лучше не придумаешь, недаром за микросхемами в таком исполнении охотятся все аудиоманьяки.

Для акустики второй зоны (не будем обзывать её тыловой, всё же не за спиной стоит) усилитель бюджетный и не особенно мощный — Challenger Ergo ER-70.2, для решения поставленной задачи самое то — негромко, но со вкусом. И для сабвуфера — цифровой моноблок Challenger Ergo ER1000.1D, тут на мощности уже не экономили.

Кабели… Понятно, что не из магазина «Электротовары». Сигнальные Solo 250 SHSV, акустический — четырёхжильный Klotz 415BL. Силовые кабели Art Sound 4 и 8 калибра. Вся машина, само собой, прошла тотальную шумо- и виброизоляцию. Багажник отделали так, чтобы весь грузовой отсек представлял собой законченный ансамбль — боковины, крышка, полка.

Знакомые ноты кончились, теперь в партитуре появляются новые. Куда будем ставить источник сигнала?

Начну с того, что в дополнение к штатной аудиосистеме автомобиль уже был укомплектован мультимедийным расширением — DVD-приводом, сенсорным дисплеем и навигационной системой. Монитор с навигацией расположился в предназначенном для него месте в центре торпедо. Интерфейсная плата и DVD-привод были установлены в отдельном коробе размером 2DIN в нижней части центральной консоли. То есть в наличии уже есть две «головы», если ещё и третью поставить — натуральный Змей Горыныч выйдет… Но ставить уже некуда, а выбрасывать ничего нельзя: по частям навигационная система не работает, а отказываться от неё хозяин не хотел.

Решение пришло в стиле Микеланджело: типа отсекаем всё лишнее. Поскольку для воспроизведения музыки предназначался Pioneer DEX-P99RS, лишним оказался CD-привод заводского головного устройства. На его место отлично встал DVD-привод навигационной и мультимедийной систем, да и для интерфейсной платы место нашлось там же. Пришлось только организовать выброс диска, пустив сигнал от кнопки выброса напрямую на интерфейсную плату, в обход цепей управления снятого дисковода. В результате заводская «голова» лишилась возможности читать музыкальные диски, получив взамен медийные функции. Внешний вид остался без изменений. А на освободившемся месте в низу центральной консоли встал «девяносто девятый» Pioneer.

Для воспроизведения подсказок навигационной системы и звукового сопровождения фильмов под торпедо установили два немудрящих широкополосных динамика. В принципе, не составляло проблем завести аудиосигнал в Pioneer («просто добавь интерфейсный кабель»), но против такого решения возразил сам хозяин: нужна только навигация, а кино — так и быть, пусть остаётся, неважно, с каким звуком. В результате музыкальная и медийная системы связаны только в одной точке — на руле. Часть кнопок рулевого пульта отвечает за навигацию, а часть — за музыку. Причём и то, и другое работает отлично — дополняя друг друга до гармоничного целого, как и положено в аккорде, который есть (не забыли ещё?) «созвучие разновысотных звуков».

Самый современный элемент системы, как всегда — в самом укромном месте

Фронтальные акустические компоненты — с верхушки модельного ряда Eton, на фронте не экономят

Из текста не совсем понятно, кто на кого развёрнут. Здесь — понятнее…

Сабвуфер — проверенный, можно сказать, классический, Alpine

Место для «девяносто девятого» вырубили по методу Микеланджело. Или Родена, одним словом — «всё лишнее…»

Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках (на уровне левого и правого ушей и напротив носа) с последующим выведением средних значений.

Ход АЧХ в области нижних частот, можно сказать, классический, с плавным подъёмом ниже 150 Гц. В районе 50 Гц сабвуфер делает не слишком уверенную попытку взбрыкнуть, но, быстро одумавшись, продолжает работать ниже по частоте, даже с нарастающим усердием. На более высоких частотах всё достаточно гладко, хотя и не слишком ровно. Но мы же не АЧХ слушаем, а музыку. Главное, что нет выбросов — их ухо замечает сразу. А локальный провал на слух (и то не очень уверенно) был обнаружен где-то в области верхней середины. Вот он, полоса от 3,15 до 5 кГц немного провалена — вероятнее всего, стык мидбаса и пищалки. Зато дальше, вплоть до 20 кГц, всё практически с одним уровнем.

Корпус сабвуфера занимает только середину отведенного ему пространства. А усилители «под крышей» багажника — почти совсем ничего не занимают

Усилители и сабвуфер до завершения декора, для ясности

При «кучной» компоновке усилителей позаботиться о принудительном охлаждении особенно важно

Звучание я оценивал с диска AMT с «обязательной программой». Думаю, что и винчестер дал бы результаты как минимум не хуже, но тестовые записи я не готовил. Впрочем, прослушанный в качестве «произвольной программы» Pink Floyd впечатлил даже больше, чем тридцать лет назад. Вторая зона, естественно, была отключена — на неё высокие стандарты не распространяются.

Сцена — великолепная. Поскольку подобное акустическое решение уже описывалось, повторю вкратце. При такой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, высота сцены — стабильная, заметно выше торпедо, локализация по глубине хорошая.

Тональный баланс практически без замечаний подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до вертолётного ультразвука. Небольшие шероховатости лишь в области верхней середины — но заметно лишь на отдельных эпизодах, и не очень отчётливо. Ну надо же мне к чему-то придраться, а то скажете — перехваливаю…

Суббас вкусный и чистый, без утробных призвуков. Он выделяется в общем сигнале только на трудных тестовых записях, и далеко не на всех. Так что на это глаза закроем.

Трио контрабасов (с диска AMT) было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, без эксцессов, флейта — мягко, но детально — значит, в области средних частот всё гладко. На женском вокале проявилась некоторая «солидность», чуть не хватило «яркости».

Область самых верхних частот, проблемная для многих пищалок, воспроизводилась великолепно — и щётки по тарелкам, и треугольник, и свист лопастей вертолёта. И стакан для виски (у Нины Хаген на отметке 1:26) разбился правильно, и осколки летели куда надо.

Макро- и микродинамика — великолепны. Даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу, вокал не испытывал интермодуляционных искажений — вот что значит многополосное усиление, да ещё и с раздельными усилителями. В целом вердикт — очень достойно, удовольствие от прослушивания полное. А немного придушенная середина с приподнятыми краями диапазона поколению хард-рока особенно по душе…

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Аудиосистема в Honda Goldwing | журнал АвтоЗвук

Студия «Министерство Звука». Руководитель проекта Сергей ВОЛКОВ

«А вообще, по жизни, на чём ездите?» — «На сотке». —«Это «Ауди», что ли? Или BMW?..»

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: OEM + iPod
  • Усилители: AudioSystem F2-130, F2-190
  • Акустика: Focal 165V3E, 130CV
  • Сабвуферы: Peerless XXLS10

Собеседник посмотрел на меня как на легкораненого. «На Крузаке…» Это, конечно, я спросил, не иначе — весенний авитаминоз. Сделай я паузу хоть на полсекунды, успел бы сообразить: «Голдвинг», сверкающий под солнцем всеми цветами спектра одновременно, ни с древней Audi, ни с «девчачьей» BMW в одном гараже жить не станут. Рядом с Audi мог бы притулиться как раз BMW, двухколёсный и сильно несвежий, с дымком. А с «БМВ-копейкой» носят визгливый Ducati. Или Kawasaki, что-нибудь в этом роде.

Honda Goldwing как платформа для создания аудиосистемы на наших страницах появлялась чаще, чем многие автомобили, в пересчёте на поголовье процент озвучивания становится просто феноменальным. Не случайно несколько лет назад шведский журнал «Bilstereo» заказал у нас перевод всей серии публикаций про озвученные мотоциклы и (переведя во второй раз, с английского на шведский) поместил на своих страницах с комментарием редакции типа: «Смотрите, что эти русские выдумали». Видно, действительно, формула про «поющих и созерцающих сердцем» с пламенным мотором, придуманная нашим главным редактором для одной из своих колонок, имеет право на существование. Русскому нельзя без песни даже тогда, когда он поехал созерцать, а пламенный мотор находится не перед ним, а под ним.

Ну всё, момент неловкости от ляпнутого сгоряча прошёл, начинаем говорить о подробностях, касающихся именно этой установки. Что любопытно: хозяин «Голдвинга» — не ветеран байкерского движения, на мотоцикл (вообще любой) он сел лишь год назад, причём сразу — на самый большой. С недельку поездил потихоньку сам, потом поехал, как теперь непринуждённо выражается, «на гору» (это смотровая площадка на Воробьёвых), там перезнакомился со всеми, с кем надо, включая полулегендарного Илью «Викинга», с байка которого в 1999 году началась наша мотосерия, и вскоре продвинулся в искусстве управления полутонной железа, зажатого между коленями настолько, что стал отправляться в очень даже длительные путешествия, ради чего, собственно, на мотоцикл и садился, туризм на «сотке» как-то не привлекал.

Штатный (это видно сразу) пульт теперь управляет и радио, и «айПодом» в багажнике

Очень быстро, после первых же длинных поездок, пришло чувство глубокого неудовлетворения. Не мотоциклом, нет, применительно к «Голдвингу» это невозможно — музыкальным сопровождением. Это притом что аудиосистемой в понимании автомотопроизводителей мотоцикл оснащается штатно, и по составу она богаче, чем у небольших автомобилей в нетоповой комплектации: встроенный в приборную панель приёмник с управлением на руле, CD-чейнджер в заднем кофре, уже установленная акустика. Это всё, конечно, не молчало, но, как вы понимаете, не то. И вот решено было: одновременно с персонализированной окраской в неописуемый шестислойный «хамелеон» установить и аудиосистему по индивидуальному заказу. Требования: это должна быть серьёзная система, вызывающая ощущения, сходные с автомобильным аналогом, с басом, с нормальным, непокорёженным тональным балансом, с выраженной (это заказчик подчеркнул особо, как свой личный приоритет) объёмностью звучания, но всё — не в ущерб главному предназначению мотоцикла, то есть дальним поездкам.

Ущерб, собственно, может быть какой? Забить звукотехникой имеющиеся у этого аппарата багажные кофры, они очень вместительны по мотоциклетным меркам, но уже по большей части расписаны: сюда — шлем, сюда — что нужно с собой, и вот — раз-два и обчёлся.

Какие перспективы для звуковой сцены! Симметрия — само собой. С шириной вышло намного интереснее…

Из такой задачи и исходя, стали проектировать систему. По составу она получилась сложнее, чем многие автомобильные, на которые таких жёстких ограничений по занимаемым объёмам не накладывали: трёхполосный (!) фронт, тыл, сабвуфер на 10-дюймовой (!!) головке, три (!!!) усилителя. Даже рядом с мотоциклом на асфальт положить — уже будет казаться, что не поместится, но ведь поместилось, да ещё как…

«Голову» решили оставить штатную, собственно, это только приёмник и блок управления с клавишами на руле, в штатной системе за воспроизведение записанной музыки отвечал чейнджер, а с ним решено было расстаться, так что к «голове» никаких претензий и не было. Чем не устроил чейнджер? Да именно тем, чем они теперь не устраивают всех, кто регулярно заглядывает в календарь и вспоминает: год нынче 2007-й. Помещающийся в нагрудном кармане рубашки iPod с 40-гигабайтным, скажем, диском, в состоянии нести тот же объём музыкальной информации, для которого потребовался бы чейнджер на 70 дисков, почти из анекдота про нового русского на «Газели». Такой приборчик и стал основным носителем информации в системе.

Чтобы срастить его со штатной «головой», а последнюю подготовить для работы с остальной системой, потребовалось привлекать «третьих лиц». Это — известная узким, но очень требовательным кругам специалистов московская компания «ЭРТА», где берутся состыковать что угодно с чем угодно, лишь бы это работало на электричестве. Специалисты вывели из штатной «головы» линейные выходы (это сейчас умеют многие), они же научили штатную «голову» управлять «ай-Подом» через специально под этот проект сделанный блок сопряжения. Теперь головное устройство работает так: в режиме радиоприёмника всё как прежде, если нажать кнопку CD на приборной панели, начинает функционировать iPod, а рычажки на пульте под левой рукой водителя управляют плеером по той же схеме, что и «кольцо» на нём самом.

Штатное головное устройство и дисплей остались на месте. Изменились их функции

В это время iPod находится в крошечном (рубашечного размера) кармашке в заднем кофре, где, как кажется на первый взгляд, больше ничего и нет. Если с расстояния. Ближе видно, что есть, но главное требование было удовлетворено: в кофр спокойно ложится полнопрофильный шлем. Удалось достичь этого результата правильным выбором усилителей. Все три — итальянские AudioSystem Twister, отличающиеся, как известно, наивысшим среди серийных изделий отношением мощности к объёму и высочайшей термостабильностью благодаря встроенным автоматическим вентиляторам. Два из трёх двухканальных «Твистеров» вписались под выпуклые «щёки» кофра, третий ушёл под дно, где раньше был чейнджер. Ушёл легко и свободно, потому что по габаритам меньше чейнджера.

Теперь — акустика. Казалось бы, трёхполоска — не лучший способ экономии места, но это как посмотреть. Штатные динамики расположены на этом мотоцикле оптимальным с точки зрения воспроизведения СЧ/ВЧ образом. Но габариты штатных мест исключают монтаж чего-либо крупнее 4 дюймов. Можно было бы поставить туда пищалки, мидбасы — ещё куда-нибудь, но тогда как раз получилось бы нерациональное использование пространства, пищалки стояли бы в пустоте, а неоптимально (что неизбежно) расположенным мидбасам приходилось бы трудиться, пытаясь сыграть верхнюю середину хоть сколько-нибудь достойным образом. Вот и нарисовалась трёхполосная система, где по штатным местам стоят 4-дюймовые среднечастотники в исполнении Slim, то есть с резко уменьшенной посадочной глубиной пищалки, а в боковых обтекателях — 165-миллиметровые басовики. Всё вместе — законченный комплект Focal 165V3E.

Подиумы для мидбасов установлены на месте вспомогательных бардачков. Когда оказалось, что объём маловат, в дне боксов устроили ПАС (отверстия видны на снимке)

Басовые головки установлены в выклеенные из стеклопластика боксы на месте двух небольших бардачков (совсем без жертв нельзя, закон сохранения материи действует до особого распоряжения администрации). По условиям компоновки объёмы получились малыми, едва больше 3 л на головку, и до запланированной частоты раздела 70 Гц фронтальные басовики категорически не дотягивали. Тогда решили пойти на хитрость, как минимум пару раз опробованную при озвучивании мотоциклов такого типа: в дне стеклопластиковых боксов просверлили по 6 отверстий диаметром 22 мм, а потом заклеили их синтепоном, постепенно, чередуя с прослушиванием, увеличивая число слоёв. В определённый момент панель акустического сопротивления, созданная таким образом, набрала оптимальные характеристики, и басовики заиграли так, как от них требовалось.

В СЧ/ВЧ-узле стали было (по привычке) подбирать угловую ориентацию пищалок, но пришли к тому, с чего начали: когда ВЧ-излучатели смонтированы в плоскости штатной решётки, достигается оптимальное соотношение между прямым и отражённым от лобового стекла (у мотоциклов это, кажется, называется «обтекатель»). Места под СЧ и ВЧ-головки хватило (благодаря уменьшенным габаритам магнита у 100-миллиметровых Polyglass Slim) и на кроссоверы.

Тыловая акустика… Впрочем, подождите, а зачем мотоциклу тыловая акустика? Это мы потом выяснили: очень даже зачем. Так что продолжаем: тыловая акустика — 5-дюймовые коаксиалы Focal 130V2, они встали на место мелких штатных динамиков, только плоскость диффузоров пришлось приподнять, сделав объёмные подиумы.

Фронтальная акустика — полноценная трёхполоска, несмотря на дефицит пространства

Сабвуфер на мотоцикле — всегда мощная интрига. Здесь вопрос решён остроумно во всех отношениях. Во-первых, найдена головка, способная создавать большое звуковое давление, а это архиважно, когда предстоит звучать не в салоне, а на открытом воздухе, где однажды произведенный звук уже никогда не вернётся в виде отражения или пульсации давления в замкнутом пространстве. Во-вторых, головка, реально, а не по вероломным обещаниям производителя, способная работать в малых объёмах, сохраняя низкую граничную частоту. Второе важно по той же причине, что и звуковое давление: передаточной функции салона у мотоцикла нет за отсутствием салона, как такового. Одно из наилучших решений уже было не раз применено в самых выдающихся установках — Peerless XXLS10. Вот только в какое оформление его поместить? Задумано было построить бандпасс 4-го порядка (это у которого одна камера закрытая, а вторая — с тоннелем, через который всё и выходит наружу). Бандпасс — самый капризный в расчёте тип оформления, и решили не рисковать, а найти удачный прецедент с такой головкой и взять его за основу. Прецедент нашёлся в «портфолио» у известной московской студии «Провайдер 2000». Его и реализовали на «Голдвинге», с учётом специфики, разумеется.

Специфика заключалась в необходимости вписать сабвуфер в правый багажный кофр. Сумма объёмов двух камер бандпасса (12 + 9 л) это позволяла, проблема была в технологии реализации этих объёмов и поиске места для «басового выхлопа». Результатом стала довольно мудрёная конструкция, постепенно, по ходу строительства «враставшая» в кофр. Везде где можно стенки делались из фанеры, где нельзя, из-за необходимости прижаться к сложным обводам — выклеивались из стеклопластика. Наружная стенка — комбинированная, её нельзя было сделать плоской, иначе либо сабвуфер не поместился бы в кофр, либо магнит не поместился бы в корпус сабвуфера, поэтому в центре сделали эдакое «плато» над магнитом. Тоннель «выхлопного» фазоинвертора вывели… в нишу заднего колеса. Для того чтобы при этом по пути, предусмотренному для выхода басов обратным курсом, в корпус сабвуфера не попадала пыль да грязь, выход тоннеля закрыли грилем от 4-дюймового динамика, поверх которого натянута фильтрующая ткань. В конце сезона (пока первого с этой системой) владельцу мотоцикла настоятельно предложено приехать на замену «басового фильтра».

Несмотря на большую суммарную мощность, штатная электросистема мотоцикла с дополнительной нагрузкой в целом справляется, но поначалу на пиках громкости свет сильно мигал, решили было ставить второй аккумулятор, но система разделения его с основным работала нестабильно, поэтому второй аккумулятор убрали, а на его место поставили 5-фарадную ёмкость Stinger. Теперь, если дать коксу от души, габариты ещё бывает подмигивают, а ксенон уже нет. А он в дальней дороге важнее…

 

 

 

 

 

 

Встроенные вентиляторы усилителей гоняют воздух внутри кофра. Для воздухообмена с внешней средой установлены два вентилятора в боковых вещевых ящичках

Тыловые коаксиалы, как оказалось, играют в этой системе далеко не вспомогательную роль

Тыловые динамики крупнее штатных, и для них потребовались подиумы увеличенной высоты

Центральный багажный кофр получился как будто пустой. На деле в нём три усилителя (один — под полом, на месте чейнджера) и карманчик для нового «чейнджера», на 70 дисков минимум…

Наружу сабвуфер смотрит глухой стенкой. Выход баса — внутрь, на заднее колесо

В левом кофре по необходимости был установлен 5-фарадный Stinger

 

В правом кофре постепенно выстраивался корпус сабвуфера-бандпасса

Надо будет, наверное, скоро редакционный iPod покупать, а то как такие системы слушать? Пока же пришлось пользоваться материалом, записанным на диск хозяином системы. Но главное в её звучании стало очевидным и так. Перед началом прослушивания было ожидание, что вся звуковая сцена расположится между отчётливо видимыми СЧ/ВЧ-динамиками, как же иначе? А вот как: за счёт очень удачно найденного соотношения уровней и полосы частот между фронтальной и тыловой акустикой, работающей, по существу, частью фронтальной, голос, например, стабильно располагается на спидометре в центре приборной панели, а диффузные призвуки, которые, собственно, и создают в двухканальном стерео ощущение пространства, разлетаются в стороны больше, чем на вытянутую, как при подаче сигнала о повороте, руку, и звуковая сцена, по ощущениям, имеет форму полукруга диаметром метра полтора, с центром на водителе. Бас система даёт реально серьёзный, на открытом воздухе это даже как-то пугает. При этом бас не тягучий, а ударный, и бьёт, как кажется, из асфальта под мотоциклом. И, конечно, запас громкости у системы получился поразительный, если этот «Голдвинг» и так притягивает внимание всего транспортного потока, то при включённой как следует системе он движение просто парализует, как спецколонна с сопровождением…

И где, по-вашему, взять розовый измерительный шум в системе на iPod (пока нет своего)? А с приёмника, настроив его на промежуток между FM-станциями, не прецизионно, но для общей оценки пригодно. Теперь мы видим: система без дураков играет от 50 Гц, выше — очень ровно стыкуется с фронтальными басовиками, но вот при измерении с переднего сиденья очень явно проявляется пик на нижней середине, от 200 до 500 Гц. Повторили замер, пересев на заднее седло. Басовая часть АЧХ не изменилась совершенно, а горб на середине исчез, АЧХ стала неожиданно для такой необычной системы аккуратной, с плавным спадом к верхним частотам.

 

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Аудиосистема в Honda Civic 4D

Студия: Accent-Audio

Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

На датский трон имею я права.И их я объявляю всенародно.

Уильям Шекспир,«Гамлет»

Такою деликатною особой могла бытьтолько настоящая принцесса.

Ганс Христиан Андерсен,«Принцесса на горошине»

Датского в этой машине совсем немного, только пищалки. И я уверен: и без них, вернее — с другими, система оставалась бы породистой. Даже дворянской. Но не стала бы принцессой…

  • Тип системы: аудио/видео
  • Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник/монитор: Alpine IVA-W520R
  • Процессор: Alpine PXA-H701
  • Усилители: E.O.S. AE-980F LE, E.O.S. AE-1500T LE
  • акустика: Eton Adventure A1-160SG, ScanSpeak D3004/602000
  • Сабвуфер: Eton 10-630 HEX

Во времена Гамлета Дания была известным экспортёром принцев и герцогов в соседние страны (Британия, Нормандия, Норвегия). Позже популярность принцев (из-за утечек в прессу, организованных неким В. Шекспиром) резко упала, зато принцессы стали котироваться высоко, здесь к продвижению продукта приложил руку некий Г.Х. Андерсен. Потом и время литературных принцесс прошло, вздохнув, датчане взялись за акустику, и оказалось, что она у них получается отменная. Королевских кровей. Впрочем, у нас история и началась, и закончилась почти как в «Принцессе на горошине».

Помните, как там: «Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять». Отворил, значит, старый король Accent-Audio Дмитрий Малыгин ворота, а там насквозь промокшая (только не от дождя, а от талого снега, не в Копенгагене живём) «Хонда»…

Доказать своё монаршее происхождение машине было затруднительно, уж больно голос оказался грубым. Решено было ставить голос, но с учётом того, что большого приданого будущая принцесса не привезла. То есть не то чтобы совсем бесприданница, а так, в пределах разумного.

На чём можно сэкономить в рамках не очень растяжимого бюджета? Два источника рационализации затрат: численность компонентов и расходы на украшения и прочие излишества. В результате система вновь получилась в лучших традициях минимализма: акустика двухполосная, почти всё стоит по штатным местам, ничто не мешает. Но! Весь мир вертится вокруг этой служебной части речи… Но — немногочисленные компоненты должны быть высшего качества, а архитектура системы, пусть и не монументальных пропорций, самая прогрессивная — процессорная и поканальная.

После рассмотрения различных вариантов наиболее удачным по цене и качеству оказался такой: источник — Alpine IVA-W520R, процессор — Alpine PXA-H701. С приобретением «головы» проблем не было, модель вполне свежая, а ставший винтажным «семьсот первый» пришлось заказывать издалека, у японского императора на аукционе. Не очень приятным сюрпризом оказалось то, что в «пятьсот двадцатой» нет цифрового оптического выхода, и подключать процессор пришлось по шине, зато удалось без ухищрений подключить штатный рулевой пульт, без которого сегодня в свет выезжать как-то не принято.

Дальше всё просто: сигнал по шине поступает в процессор, установленный в багажнике рядом с усилителями, а оттуда — на динамики. Вот теперь — о динамиках, среди которых и оказалась та самая сказочная датская горошина.

Основной выбор пал на Eton Adventure A1-160SG — достойнейшая акустика в своей (далеко не простонародной) категории. Материал диффузора мидбаса — трёхслойная композиция Нехасоnе с центральным сотовым слоем из магниевого сплава и стеклопластиковыми внешними слоями. Готовя эту публикацию, я заглянул в архив тестов: такая модель, с индексом SG, в тесте побывала (как до неё — предшественница без SG). Там, в №5/2010, мои «тестовые» сослуживцы отметили уникальные качества мидбаса, неплохие — пищалки и вдрызг разнесли кроссовер, настоятельно посоветовав включать эту акустику поканально, с активной фильтрацией.

Насчёт поканально — это было решено сразу, на этапе эскизного проекта, но в этой системе и пищалка входного фильтра не прошла. Если уж всего помалу, пусть будет лучшее.

На роль пищалок пригласили «датские горошины» ScanSpeak D3004/602000. Пищалки изначально не автомобильные: мониторного типа, предназначены для прослушивания в ближнем поле, то есть — с малыми искажениями и широкой диаграммой направленности. То, что нужно для автомобиля — недаром эта марка встречается в машинах чемпионов.

Не экономя на динамиках, соответствующим образом подошли и к их установке. Мидбасы — в штатные места, и снаружи изменений не заметно. Но обработка дверей проведена с перевыполнением плана. Внутренняя поверхность двери обработана вибродемпфером STP Gold, а технологические отверстия во внутренней панели зашиты стеклопластиковыми пластинами, поверх них уложен слой STP и слой сплена. Динамики установлены на фанерных проставках, закреплённых на панели двери болтами. Облицовки дверей обработаны не менее фундаментально.

С пищалками штатный вариант не проходил — «родные» места располагались слишком далеко, под лобовым стеклом, да ещё и в углах. Образовавшийся рупор мог здорово испортить звучание на средних частотах (что успешно и делал, когда всё-таки попробовали). Поэтому пищалки пришлось не только заменить, но и перенести подальше от стекла, поближе к ушам. Для них изготовили подиумы, которыми закрыли изнутри небольшие треугольные стёклышки по бокам лобового стекла — такое решение в Accent-Audio уже опробовано. Окошки эти в современных машинах не редкость, столь же нередко ими жертвуют в обмен на козырное место для ВЧ-излучателя, который начинает работать «с плоскости», практически в идеальных с точки зрения дифракционных искажений условиях. Окончательный ответ здесь всегда за владельцем машины: нужны ему эти амбразуры — ищем альтернативное решение, не нужны — выбираем оптимальное. В данном случае система приоритетов заказчика… впрочем, вы уже видите на фотографиях, какая у него система приоритетов.

Раскачивает акустику четырёхканальный усилитель E.O.S. AE-980F LE. Последние буквы означают принадлежность к ограниченной серии. Из такой же серии взят и двухканальный AE-1500T LE, работающий мостом на сабвуфер.

По традиции места для усилителей и процессора хватило с трудом, компактно установить всю технику удалось, расположив трёхэтажную конструкцию под углом, на одной стороне фанерной панели — два усилителя, на другой — процессор. При такой упаковке для охлаждения пришлось завести специальный вентилятор, зато межблочные кабели Klotz получились короче некуда — по 15 — 20 см. Вся этажерка установлена в правом заднем крыле. Треугольный лючок, хорошо видимый на фотографиях, нужен для доступа к лампам фонаря, настройка всё равно идёт с процессора.

Утрамбовать сабвуфер в крыло даже и не пытались, хотя поместился бы как миленький. В техзадании была оговорена установка сабвуфера за откидным подлокотником в спинке заднего сиденья, чтобы было прямое излучение в салон через дырку, из которой должны, по идее, торчать лыжи. А лыжам при этом было предложено торчать сбоку, при откинутой секции спинки. Напрашивавшийся на это место плоский ящик во всю спинку отпал как несоответствующий…

В итоге корпус саба напоминает небольшую тумбочку почти кубической формы, передняя стенка которой прилегает к спинке сиденья. По бокам осталось пространство для тех самых длинномеров, которым положено торчать. Выполнен корпус сабвуфера из фанеры толщиной 22 мм, передняя стенка — аж из трёх слоёв. Несмотря на внешнюю компактность, объём получился не таким уж маленьким — 18 л, чего для Eton 10-630 HEX более чем достаточно. Я сказал «более чем», потому что тест этого сабвуфера в «АЗ» тоже нашёл и тоже изучил. Там говорится, что в таком объёме (рекомендованном изготовителем) немалая часть энергии уйдёт в инфранизкие частоты, если этого не требуется, можно объём брать вдвое меньше. Насколько это будет соответствовать наблюдениям в данной машине, мы увидим при измерениях, а пока (ознакомившись с тестом в №10/2011) могу лишь приветствовать выбор сабвуфера, достойного особы королевской крови.

Хорошим мидбасам — хорошая установка: стеклопластик (революционного цвета), StP и сплен (цвета природного)

Считается хорошим тоном ругать штатные сетки, но эти, с отверстиями разного диаметра, будут получше многих нештатных

Установка Adventure: надёжнее пайки может быть только качественная пайка

Сабвуфер-тумбочка — плод техзадания, справа и слева от него можно по-прежнему возить длинноту

«Датская горошина», установленная в оконных «микропроёмах», работает с плоскости, в наилучших условиях

Установленный на краю монтажной панели вентилятор дует сразу на всю стопку компонентов

Спасибо «итальянской» компоновке E.O.S.: все соединения на виду

Правы были коллеги: «тот самый HEX» в 18 л закрытого объёма забирается в самую глубь инфразвука, на нашем графике его останавливает лишь левая граница поля. Этот подъём и хорошо сопряжённый с ним средний и верхний бас и придавали основательности всему нижнему регистру. Некоторая «волнистость» АЧХ, не криминальная, правда, отмечена в диапазоне 250 — 500 Гц. В области средних и высоких частот всё гладко и плавно. Пусть на вид АЧХ не идеальна, но и никаких огрехов, за которые должно было бы зацепиться ухо, здесь нет, оттого на слух оказалось не просто приятно, а очень приятно.

Корпус сабвуфера сделан мощным по кругу, а передняя панель — трижды мощной

Честно говоря, не ожидал я от мультимедийной «головы» «пять в одном» столь впечатляющего результата. Процессор справился и с формированием сцены, и с тональным балансом. Да как справился — бас оказался совершенно натуральным, притом — ярко выраженно передним. И остальной тональный баланс не подкачал. Особенно хороша верхняя часть диапазона — без единого нарекания, прозрачная и воздушная. И на максимальной, и на средней громкости звучание очень сбалансированное, слитное, с великолепной прорисовкой деталей. Не буду перечислять все музыкальные инструменты — претензий к тембрам не было ни в одном случае.

Панорама — широкая и глубокая, без перекосов и загибов. Центральный образ на месте и безупречно сфокусирован. Высота сцены не поражает, но и неприятия не вызывает.

При откинутом подлокотнике сабвуфер вещает в салон прямым излучением, как заказывали

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

HONDA / -

Honda Civic4D
( )
-
(SRS)
.
, ,
,
,
( )
( /)
,
-
(RDS)
-
-
-
( D. E, F G)
RDS
-
(D-SCAN)
CD- F G
( )
( )
( )
, ()
- ( )
,
.
(ABS)
(VSA)
( , )
,
( )
( )

, . , , :

      ( . ): . 148-161

      ( D. . F G): . 164-192

, , .

. : , . ,

 

, ACCESSORY (I) ON (II). PWFWOL . PWR/V0L

.

, . , FM ( ) , . ST (). AM ( / )

: (TUNE), (SEEK), iSCANj (Preset)

 

( . ) (AUTO SELECT)

(TUNE) TUNE "- . TUNE no , -

(SEEK) SEEK . i\«) (►►l) SEEK.

(SCAN) . SCAN. SCAN. . . 5-10 .

, , 5-10 . , , SCAN

(Preset) , 1 6, . AM ( LW MW ) FM.

, .

1.    AM/FM - AM FM. FM FM1 FM2.

2.    TUNE. SEEK SCAN .

3.    , . .

4.    , .

, . , .

(AUTO SELECT).

, , , ( ) .

A.SEL. A.SEL. . AM FM. , 1 6.

, - , . 8 , , "0".

. 8 , . .

, A.SEL . , .

(. .91). , .

TUNE. : BAS, TRE, BAL, FAD.

BASS - .

TREBLE - .

FADER - .

BALANCE - ().

. , , . " ", .

5 .

, .

5honda.ru

Аудиосистема в Honda Civic 4D

Направление взгляда и направление движения не должны совпадать непрерывно. Смотреть нередко нужно туда, где происходит нечто важное, а это — не всегда впереди.

Студия: Eclectic AudioРуководитель проекта: Виталий Карев

Может быть, один взгляд назадМне откроет в будущее глаза.

К. Никольский

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Alpine IVA-W502R
  • Усилители: Celestra FA2150x, JL Audio 500/1v2
  • Акустика: Brax Matrix 1.1, 3.1, 6.1
  • Сабвуфер: Kicker S12L74

Надо ли напоминать, кто, где и зачем придумал зеркало заднего вида? Чувствую, что надо. В порядке поступления вопросов: Рэй Гаррун, на первых гонках Indianapolis 500 в 1911 году (столетие, кстати, прозевали), чтобы победить. Победил, между прочим, продемонстрировав, что смотреть назад особенно полезно, когда движешься вперёд особенно быстро…

Всё время, конечно, смотреть назад нельзя, не туда заедешь, а если говорить не о пространстве, а о времени, окажешься к будущему не лицом, а менее выразительной и креативной частью тела. Но и здесь оборачиваться полезно, далеко не всё из того, что было раньше, нужно отвергать — иногда достаточно немного видоизменить, и «хорошо забытое старое» покажет, что и забывать-то никто не собирался.

Давненько в моей практике не попадались системы с такой архитектурой: трёхполосный фронт с пассивным кроссовером и сабвуфер. Узнав, что, как и на чём именно в этой машине сделано, я хотел было присвистнуть, но вовремя вспомнил, что по русской традиции в помещении нельзя — денег не будет. А ради одного этого выходить на улицу в Москве в середине декабря 2012 — увольте.

Аудиотракт в этой «Хонде» сделан по канонам 90-х и по идеологии, и отчасти физически, в смысле винтажных компонентов. Где Карев их добывает — загадка для будущих поколений, если, конечно, у них хватит ума не утерять интереса к прошлому.

Двухполоска с пассивным кроссовером — дело знакомое и распространённое. Объясняется такое решение разными способами, от высоконаучного «укорочения тракта и минимизации воздействий на сигнал» до банальной экономии. В промежутке между высоким искусством («Лавсан для звука — вилы») и низменным материализмом («А чо так дорого?») находится ещё и пласт вполне вменяемых и нестыдных аргументов, главный из которых: специализированный, созданный для определённого комплекта головок пассивный кроссовер нередко даёт результат лучше, чем активная поканальная фильтрация, потому что в сделанных с умом фильтрах бывают учтены особенности головок, неведомые (естественно) кроссоверам в усилителях или процессоре. Примеров этого не счесть в наших подробных, с вызовом «на ковёр», тестах продвинутой, а то и элитной акустики, самый свежий — новые Morel Supremo, будет минутка, загляните.

К сожалению, этот трюк удаётся главным образом именно в двухполосной акустике, уж очень хлопотно, оказывается, манипулировать сигналом в пассивных цепях на 300 — 500 Гц, где обычно пролегает первая частотная граница в трёхполоске. Оттого по-настоящему удачных трёхполосных кроссоверов мало, днём с ксеноном не найти. Потому те, что удались, баснословно дороги, а от этого житейский аргумент теряет изрядную долю смысла. А главное, именно там, где при настройке трёхполосной акустики в машине — на первой частоте раздела — возможности манёвра минимальны, уж больно неуклюжи компоненты с номиналами, которые там нужны.

Что из трёх приведенных соображений двигало Виталием при работе над этой системой? Явно не экономия: динамики он выбрал совсем не бюджетного класса (у него водится либо винтаж, либо элита). Религиозно-хай-эндные верования? Это лишь в пределах здравого смысла, подкреплённого жизненной опытностью, по профессору Преображенскому. Именно последнее подсказало: можно сделать хорошую трёхполоску, как в старину, на пассивных фильтрах, если понятие «сделать» распространить и на кроссоверы.

Компоненты фронта специально представлять не требуется — традиционная для Eclectic Audio трёхполоска Brax Matrix: пищалки 1.1, среднечастотники 3.1 и мидбас 6.1 — на сей раз без букв PP. Эта модификация, а что бы ни говорили, PP означает Phase Plug — фазовыравнивающую вставку мидбаса, больше предназначена для двухполосных систем: площадь диффузора меньше, зато направленность на середине лучше. В роли НЧ-звена трёхполосной системы версия без PP, со сплошным диффузором, проявляет себя лучше: выше чувствительность, ниже граничная частота.

Для этого сочетания динамиков, в принципе, существует специализированный фирменный кроссовер, но даже ломовая дороговизна этого компонента не решает уже упомянутой проблемы настройки самого критичного звена трёхполосной акустики при работе в реальных условиях: басовик и среднечастотник находятся далеко друг от друга, а подстроить характеристики частотного раздела под конкретные условия трудно. Пассивный кроссовер решено было делать самостоятельно, по мерке динамиков и салона, на основе комплектующих из сокровищницы «Аудиомании» и закромов Родины, сокровищнице мало уступающих.

Установлены компоненты традиционным для студии образом. Мидбас в дверь, куда его ещё девать, а среднечастотник и пищалка оказались компактным блоком на месте треугольных окошек между передними стойками и опускными стёклами дверей. Кареву не впервой использовать в акустических целях этот продукт соревнования между дизайнерами и технологами при создании современных автомобилей, пользы водителю от взгляда в этом направлении он не усматривает.

То, что отсутствие индивидуальных задержек при некоторой сноровке можно компенсировать правильным расположением динамиков и, немаловажно, сознательным выбором характеристик фильтров — факт давно известный и неоспоримый. Вот только благодаря процессорам сноровку эту иные растеряли, а иные и приобрести не успели. А после того как EMMA «похоронила» класс беспроцессорных систем, такая архитектура и вовсе перешла в поле зрения зеркала заднего вида…

От взгляда через это треугольное окошко толку немного. А для акустики лучше места не придумаешь

Вы уже поняли, что система изначально ориентировалась на аудиофильское звучание. Усилители подбирались по тому же принципу — никаких компромиссов, а год рождения — дело десятое. Для фронта выбрали раритетный двухканальный Celestra FA2150x. «Челестра» (произносится так, меня в редакции насчёт итальянской фонетики быстро образовали, чтобы «Ламборгини» и «Чинцано» — на зубок) — вообще вне времени, усилители делаются по своим правилам, без оглядки на тренды и моды. В данном (и не только) случае — с раздельным по каналам блоком питания и очень «продёрнутым» в сторону класса А режимом работы.

Сабвуферный моноблок JL Audio Slash 500/1v2 отличается завидной мощностью — 500 Вт на 4 Ом, даром что импульсный — тоже из зеркала заднего вида, на нём фирма отрабатывала новую схемотехнику стабилизации источника питания и режима работы выходных ключей, сейчас на конвейере уже третье поколение Slash. Возможности настройки расширяет басовый эквалайзер, центральная частота которого перестраивается в диапазоне от 20 до 80 Гц.

Остался сабвуфер. Квадратная головка Kicker S12L74 (лауреат европейской премии ECAP 1999 года) установлена в багажнике в закрытом корпусе объёмом 25 л, само собой, никаких фазоинверторов. Объём для головки такого калибра нетипично мал, особенно если учесть: квадратные 12 дюймов равносильны почти 15 обычным, круглым. Добротность готового сабвуфера в таком объёме получилась около единицы, бас приобрёл внушительность и солидность. Сабвуфер поселили за «просветлённым» подлокотником в спинке заднего сиденья, а усилители разместили под фальшполом багажного отсека на подъёмной раме.

Ничего не пропустили? Ах да, источник сигнала. Это — мультимедийная станция Alpine IVA-W502R, тоже не самая новая модель, зато проверенная в деле, и не раз. С уже начинающей забываться буквой «A» в индексе. Как быстро проносится мир в зеркале заднего вида…

 

НЧ-звено фронтальной акустики — в дверях, здесь даже Карев ничего не может придумать

Относительно просторное, в пределах возможного, место для блока СЧ/ВЧ-излучателей позволило ориентировать каждый наилучшим образом

В салоне сабвуфер себя выдаёт только акустически прозрачной тканью в нише подлокотника. То есть — никак не выдаёт

От багажника отъедено настолько мало, насколько возможно: корпус сабвуфера в центре и «крылья» для усилителей — по его сторонам

RTA

Бас в системе конкретный, повышенная добротность сабвуфера видна глазом, вооружённым RTA-анализатором. Однако заметим: ниже максимума отдачи звуковое давление падает, но и 30, и 25 Гц воспроизводятся с более чем достойным уровнем. В области средних частот я мог бы локализовать частоту раздела НЧ/ВЧ, там видно, что АЧХ несколько гуляет, но мне хорошо говорить, я знаю, что она там где-то есть. А вот найти следы второй частоты раздела мне никакие знания помочь не могут. И самые верхние частоты, обратите снимание: «20 кГц? Нет, не видели…»

SQ

При прослушивании звучание приятно удивило. Хотя к чему фарисействовать: знал ведь, куда еду… Тональный баланс — выше похвал, очень хотел придраться, для поддержания репутации — и не смог. Звучание необычайно естественное и детальное на всех уровнях громкости — я попробовал и на 90 дБ (по прибору), и на 105 — так мне показалось даже лучше, причём и на большой громкости звук не становится утомительным, слушать можно долго и с удовольствием. А это ещё одно свидетельство (косвенное, но надёжное) высокой линейности тракта. Отсутствие лишних преобразований сигнала пошло на пользу — микродинамика отменная. Бас чёткий и глубокий, передний без всякой временной коррекции — сказывается выбор частот раздела и распределение уровней сигнала.

Единственное, к чему удалось придраться — сцена. Она высокая, равномерная, глубокая, но всё же закономерно сжата со стороны слушателя. Меньше, чем я интуитивно ожидал, но сжата. Проведя в салоне ещё некоторое время в компании самых разных фонограмм, обнаружил: положение некоторых инструментов в СЧ/ВЧ-регистре не вполне стабильное. Очевидно, сказываются фазовые соотношения сигналов вблизи частот раздела полос — тут уж ничего не попишешь. А репутация теперь — вне опасности…

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Аудиосистема в Honda Accord | журнал АвтоЗвук

Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Дмитрий Малыгин

Винтаж… как много в этом звуке…Или в звучаньи — так верней,Для нас слилось. Увы — наукеНе объяснить феномен сей…Шура Карпушкин

Хороша ли аллюзия или нет, судить не мне — Шихман не читатель, Шихман писатель. Но именно звучание является главным аргументом в пользу не самых современных, а то и вовсе отставших от стремительного течения жизни аппаратов.

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник/монитор: Alpine IVA-202R
  • Источник: Alpine DHA-S680P
  • Процессор: Alpine PXA-H701
  • Усилители: E.O.S. AE-90F Limited Edition, E.O.S. AE-35T Limited Edition V.2, Kicker ZX750.1
  • Акустика: E.O.S. PL-XT, Eton Adventure WA1-160SG, PRX-170
  • Сабвуфер: Alpine SWR-1222D

Несомненно, «самые современные» тоже хотят радовать слух, да только не у каждого получается. Но о них как-нибудь в другой раз.

А правда, почему так тянется душа к раритетам? Ну, в доме-то понятно — солидный (помните — solid state?) Akai, Grundig или Tandberg радует не только слух, но и глаз, вызывая уважение и к аппарату, и к владельцу… А в машине? Там только звук и остаётся, любоваться в салоне зачастую нечем, да и не нужно — культовым аппаратам не требуется навязчивая внешность, они уже давно всё доказали… И то, что нужный дивайс снят с производства, не останавливает страждущих — находят. По объявлениям, на аукционах, в «закромах Родины». Тем более что в нашем деле для причисления компонента к лику винтажных достаточно трёх лет, а не трёх десятилетий, как у «домашников».

Новенькая Honda Accord прибыла в Accent-Audio не просто так — хозяин уже имел возможность оценить результат работы мастеров, его предыдущая машина озвучивалась здесь. И новую, никуда не заезжая, доставили на оснащение прямо из автосалона.

Рамки задачи были очерчены своеобразно, зато предоставляли свободу творчеству. Дано: источник сигнала, требования к системе, сроки и бюджет. Найти: схему, компоненты, время и силы. Само решение оставалось на усмотрение исполнителей, но выбранные компоненты после прослушивания утверждались заказчиком. Заметим — отнюдь не новичком в автозвуке. Поэтому требование «сделать тыл, чтобы был» не удивило — ему отводилась роль второй зоны обслуживания для детей и пассажиров.

Вторым требованием было по возможности сохранить исходный вид салона, чтобы без «архитектурных излишеств». Третьим — установить все компоненты так, чтобы добраться до них можно было только неслучайно. Вполне понятные запросы, когда пассажиры — женщины и дети, от них только и жди беды в виде каблучка или хомячка…

В свете предъявленных требований структура системы определилась сразу: двухполосный фронт с поканальным усилением, на тыл — коаксиалы, сабвуфер — в багажник. И в этой структуре винтажные компоненты «из закромов» только подтвердили свою безупречную репутацию. Причём привлекать Родину не потребовалось — в Accent-Audio свои закрома, там много чего нашлось, всё к делу пристроили.

Сердцем новой системы стал мультимедийный Alpine IVA-202R, снятый с предыдущей машины заказчика. В «Алпайне» нравилось всё — начиная с функционала и заканчивая цифровым оптическим выходом, поэтому альтернатива даже не возникала. Приятным открытием стало и то, что кнопки на руле отлично совместились с интерфейсом Alpine IVA-202R и полностью сохранили функциональность. Единственное, что пропало вместе с «родным» головным устройством — вывод информации о диске и треке на штатный дисплей машины, но взамен дисплей стал семидюймовым и отменного разрешения, так что обошлось без слёз и сожалений. Чтобы догнать неумолимое время, добавили модуль Bluetooth — Alpine KCE-350 BT.

Второй источник сигнала — DVD-чейнджер Alpine DHA-S680P. Эксклюзивная штуковина прибыла прямиком из Японии пару лет назад и ждала своего часа в закромах. Среди прочих достоинств чейнджера главным оказался цифровой оптический выход. Его доработали — заменили оптический передатчик более удачной моделью, благо он располагается отдельно от основной платы.

Сигнал от основного и дополнительного источников по цифровым оптическим линиям (ну не тянуть же пятиметровые сигнальные провода, в наше-то время) поступает в звуковой процессор, установленный в багажнике рядом с усилителями. Его наличие очевидно и предсказуемо. Беспроцессорные системы хотя и в чести у поклонников чистого звука, но требуют немалых усилий. И главное — времени на пробы разных вариантов размещения и ориентации акустики. Времени было не так много, а слуховых проб и без этого ожидалось немало.

Процессор Alpine PXA-H701 в специальном представлении вряд ли нуждается — этот агрегат настолько хорош, что его предпочитают современным (это — да), более продвинутым (это — тоже да) и лучше звучащим (это — вряд ли) моделям. В закромах Accent-Audio (ну совершенно случайно) такой оказался. И не какой-нибудь «б/у средней потрёпанности», а новенький, в «родной» упаковке и полном комплекте. На то они и закрома.

Но для дальнейшего повышения качества звучания в ходе отладки процессора с ним поработали всерьёз — заменили рядовые операционные усилители аудиофильскими. Не буду грузить техническими подробностями — кому они нужны, тот в курсе. Тем более что не цифрой единой определяется качество звучания, до сих пор никому толком не известно, что именно и как нужно измерять — проще послушать и сказать, «то» или «не то». Паяли и слушали, слушали и паяли… Перепробовали массу вариантов: LH 4265, THS 4032, OPA 2132, OPA 2134, AD 826. В конце концов оказалось: «то» носит имя AD 828.

После процессора, осуществляющего деление частотных полос и всю необходимую коррекцию, сигнал по предельно коротким (не более 20 сантиметров) сигнальным кабелям поступает на усилители. Их в системе три: четырёхканальный E.O.S. AE-90F LE на фронт, двухканальный E.O.S. AE-35T LE V.2 на тыл и сабвуферный моноблок. Собственно, при заявленных весьма скромных требованиях к тылу он вполне обошёлся бы встроенными усилителями «головы». Так бы и поступили, но… при подключении процессора встроенные усилители IVA-202R безмолвствуют. Ломать голову (в кавычках и без них) не стали, добавили двухканальник. Оба усилителя встали в линейку, визуально образуя моноблок…

Как бы моноблок. Настоящий моноблок в системе тоже есть — сабвуферный Kicker ZX750.1. Как вы уже, наверное, догадались, опять из закромов Accent-Audio. Правда, в отличие от остальных компонентов своего звёздного часа он ждал всего год — но и за это короткое время успел попасть в разряд эксклюзивных аппаратов.

Кабели… Тут я конспективно, понятно, что не из магазина «Электротовары». Сигнальные коротышки — E.O.S. Air 10 (и вправду воздушные, хотя на такой длине негативно повлиять на звук можно, наверное, только с помощью спецсредств), акустический — четырёхжильный Klotz 415BL. Силовые кабели 4 калибра, две штуки, дистрибьютор установлен на туннеле рядом с рычагом ручного тормоза. Вся акустическая проводка разнесена по порогам.

С тыловой акустикой долго не мудрили — коаксиальные Eton PRX-170 прошли с первой попытки. Фронтальные мидбасы Eton Adventure WA1-160SG — тоже. А вот с пищалками быстро не получилось, уже на собранной системе прослушивались три кандидата: Morel MT23, Eton CX-280HG и E.O.S. AL-267. Остановились на четвёртом — E.O.S. PL-XT. Пищалки — в подиумах на накладках передних стоек, кольца пищалок окрашены в серебристый цвет вставок салона. Мидбасовые динамики и коаксиалы встали в доработанные штатные места в дверях.

Сабвуфер Alpine SWR-1222D (кто там подсказывает «из закромов»? Правильно!) — в правой боковине багажного отсека в закрытом корпусе объёмом около 25 л, а усилители, чейнджер и процессор — в левой боковине. Основным требованием заказчика было сделать установку максимально скрытой и сохраняющей объём багажника. Требование выполнили на отлично, попутно найдя дизайнерское решение для сабвуфера.

Корпус саба изготовлен из многослойной фанеры, уложенной местами в несколько слоёв. Таким манером была сделана выемка под шарнир крышки багажника. Арку колеса отформовали из стеклопластика по месту — в итоге получился гибрид двух технологий: винтажной «судостроительной» и современной «стелс». Для защиты сабвуфера сетку устанавливать не стали — все опробованные смотрелись инородными телами. Подумали, и появилось музыкально-художественное решение — объёмная решётка в виде нот. Картошку россыпью в этом багажнике точно возить не будут, а крупные предметы типа сумок в межнотные интервалы не пройдут.

В корпусе сабвуфера и в панели, закрывающей усилители и чейнджер, предусмотрены съёмные угловые крышки на защёлках. Во-первых, необходим быстрый доступ к лампам задних фонарей — они имеют вредную привычку перегорать в самый неподходящий момент. Во-вторых, магазин с дисками в чейнджере хотя бы иногда нужно менять. Доступ к магазину пусть непривычный, но вполне удобный. А в закрытом виде ничего не видно.

Вся машина, само собой, прошла тотальную шумо- и виброизоляцию, некоторые места пришлось облагородить и косметически, особенно багажник. Каким он был изначально — хорошо видно на фотографиях, под карпетом сверкал голый металл, да и формы глаз не радовали. Кое-где изготовители и карпета пожалели — нижняя часть задней полки, образующая потолок багажного отделения, и внутренняя поверхность крышки багажника выставляли напоказ рёбра жёсткости. Это недоразумение устранили — чтобы весь грузовой отсек представлял собой законченный ансамбль.

Головное устройство долго пристраивали под нужным углом, благо простор для творчества был. Переходные рамки для этой модели Honda трудолюбивые сыны Поднебесной ещё не делают, поэтому пришлось делать рамку самостоятельно. Обычно применяемый в таких случаях «метод Родена» (берём глыбу мрамора… то есть навалим шпатлёвки и отсечём всё лишнее) отвергли, изящным результат применения этого метода оказывался только у его автора. Рамка выклеивалась из кусочков пластика дихлорэтаном, поэтому прочность швов не уступает прочности основного материала. Конечно, совсем без шпатлёвки не получилось — но лишь для сглаживания шероховатостей и ни грамма больше. Пока рамка скромно покрашена в цвет панели, но в дальнейших планах — аэрография кузова, тогда элементы внешнего оформления и нужные цвета перейдут и на рамку, подождём немного. Некоторые компоненты этой системы дольше ждали…

Центром системы стал уже почти коллекционный «двести второй» Alpine

Странноватое штатное «радио»…

…уступило своё место предельно лаконичному экрану Alpine

Рамку склеили из пластика…

…и довели до совершенной формы

Фронтальная акустика составлена из топовой пищалки E.O.S. и топового мидбаса Eton

В задних дверях — коаксиалы Eton

Багажник в исходном виде — скучное зрелище

А при снятом карпете — даже грустное

Для наведения порядка привлекается вначала вибро-…

…а затем — шумоизоляция

Примерка агрегатов перед отделкой

Теперь — вот так. Совсем другое дело

Фанерная основа сабвуфера, стеклопластиковый фрагмент ещё не сделан

Когда «стекло» на месте, можно устанавливать переднюю стенку

Независимо от будущей отделки все детали в «Акценте» красятся в фирменный оранжевый цвет

Часть сабвуферного корпуса, в которую заходит кронштейн крышки багажника, в студии окрестили «выхухолью». А как её иначе назвать?

Два усилителя E.O.S. зрительно сливаются в единое целое

Усилители фронта и тыла останутся на виду

Подвешенные у них за спиной процессор и чейнджер окажутся скрыты от глаз

А лучше всех спрячется сабвуферный моноблок

Крышка левого бокса открывает доступ к чейнджеру и задним фонарямПравого — только к задним фонарям

Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках: на уровне левого и правого ушей и напротив носа. Результаты практически не различались, временная коррекция и в самом деле близка к минимально необходимой.

Ход АЧХ в области нижних частот, можно сказать, классический, с плавным подъёмом ниже 63 Гц. Выше по частоте всё достаточно ровно, узкий провальчик в 3 дБ на 200 Гц на слух замечен не был — значит, и обращать внимание на него не стоит. Небольшой пик в 0,5 дБ на 400 Гц… ну ладно, вы что, шуток не понимаете? Полоса 500 Гц — 1 кГц провалилась на 3 дБ, это, по идее, ухом можно было уловить, но более заметным на этом фоне оказался локальный выступ на 1 — 1,6 кГц, это скрипки и выявили. Полоса от 4 кГц и выше немного приподнята — вот он, яркий женский вокал! Зато дальше, вплоть до 20 кГц, всё практически с одним уровнем. Так что в целом — «как слышится, так и пишется».

Звучание я оценивал от головного устройства. Думаю, что и чейнджер показал бы сходные результаты — оба подключены по оптике, ЦАП один на всех. Тыл, естественно, был полностью убран фейдером — на него высокие стандарты не распространяются.

Сцена — великолепная. При такой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Высота сцены — стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине хорошая.

Тональный баланс достоин уважения. Прямо подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до самого ультразвука практически не к чему придраться. Трио контрабасов (с диска AMT) было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, однако отдельные нотки чуть выделялись — посмотрим, что покажет АЧХ. Флейта звучала мягко, но в то же время детально — значит, в области средних частот всё гладко и без эксцессов. На женском вокале проявилась некоторая яркость, исполнительница стала как бы ближе к слушателям. Область самых верхних частот, проблемная для многих пищалок, воспроизводилась великолепно — и щётки по тарелкам, и свист лопастей вертолёта. И лампочка (это уже «Focal Tools») разбилась правильно, и осколки летели куда надо.

Суббас вкусный и чистый, без утробных призвуков. Он немного превышает общий уровень, но далеко не на всех треках, да и писать об этом уже неудобно — попробуйте найдите систему, где суббас на одном уровне с мидбасом. И попробуйте её послушать. Если понравится — позовите меня, я тоже послушаю. А потом вместе настроим как надо.

Макро- и микродинамика — великолепны. Детальное звучание акустических записей ничуть не уступало плотному саунду жёстко компрессированных электрогитар. И даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу — хотя системе с двухполосной акустикой это было бы простительно. Но не сбилось же!

www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai


Смотрите также