Соичиро Хонда. Компания Хонда (Honda). Хонда история успеха


История успеха Соитиро Хонда

Преуспевающий бизнес часто рождается из духа бунтарства. В этом есть своя логика: если следовать одним лишь рациональным соображениям, бояться выйти за рамки общепринятого, долго и тщательно взвешивать риски — можно всю жизнь провести у подножия карьерной лестницы. Яркой иллюстрацией этому тезису служит биография бунтаря-японца по имени Соитиро Хонда — основателя известной во всем мире компании по производству автомобилей и мотоциклов.

Детская мечта

Соитиро родился в бедной семье в аграрном регионе Японии. Его отец был кузнецом и по совместительству — владельцем небольшой велосипедной лавки. Видимо, еще детские годы предопределили будущий профессиональный интерес Соитиро. Именно на родине, в провинции, мальчик впервые увидел автомобиль. Через много лет Хонда так напишет об этом эпизоде в свей биографии: «Зaбыв обо всем нa свете, я бежaл зa мaшиной… Я был глубоко взволновaн… Я думaю, что именно тогдa, хотя я был совсем маленьким, у меня родилaсь идея, что когдa-нибудь я сделaю мaшину сaм».

Сразу после окончания школы, в 1922 году, Соитиро отправился в Токио и устроился на работу в автомастерскую. Через шесть лет он вернулся в провинцию, чтобы создать там собственную небольшую фабрику. Во время войны предприятие было разрушено, и японец снова стал наемным сотрудником.

Юный изобретатель

Производство мотоциклов началось с того, что Соитиро оснастил велосипед керосиновым мотором. Возможно, у него просто не было бензина, чтобы отправиться на автомобиле по делам. Из этой идеи выросла компания Honda Motor Company, которая быстро стала преуспевающей. Первый серийный мотоцикл под романтичным названием Dream («Мечта») был запущен в производство в 1951 году. Благодаря высокой надежности, удобной конструкции и доступной цене он быстро завоевал популярность. Спустя семь лет Honda стала самым крупным в Японии производителем мотоциклов. Для этого пришлось обойти более 250 фирм-конкурентов, из которых 50 были японскими компаниями.

Смелые решения

На очереди был автомобильный рынок. Но эта ниша давно и прочно была занята другими лидерами — конгломератами компаний, которые, как правило, принадлежали одному семейному клану. Соитиро недвусмысленно намекнули, что Японии не нужен еще один производитель авто. Но он бы не был самим собой, если бы отступил.

Хонда нанес первый сокрушительный удар по конкурентам, когда решил проблему снижения вредных выбросов благодаря изобретению каталитического конвертора. «Когда принимают закон о снижении вредных выбросов, в General Motors над этим работает 50 юристов. А у нас — 50 инженеров», – так прокомментировал успех Соитиро Хонда. Благодаря одному инновационному решению Honda оставила других гигантов автомобильной отрасли далеко позади.

Особый взгляд на бизнес

Соитиро всегда имел свой собственный взгляд на бизнес. Он часто принимал рискованные решения — и оказывался в выигрыше. Так, в середине 70-х годов XX столетия, после того как разразился нефтяной кризис, все автомобильные магнаты в спешном порядке сворачивали масштабы производства и поднимали цену на продукцию. Но не Honda. Глава компании проигнорировал рекомендации экономистов и, положившись на интуицию, увеличил масштабы производства и снизил цены. В итоге объемы продаж Honda увеличились на 76%, в то время как аналогичный показатель у Nissan и Toyota упал на 40%.

Ошибался ли Соитиро Хонда, принимая рискованные решения? Конечно, да. Но каждую ошибку талантливый японец вписывал в актив, который позволял ему двигаться к новым вершинам. «Оглядываясь на свою работу, я чувствую, что делал не что иное, как ошибки, серии промахов и очень серьезные упущения, – признавался Хонда. – Но я горжусь и достижениями. Хотя я и делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не возникали по одним и тем же поводам”. Сегодня Honda — мировой лидер в сфере производства мотоциклов. Компания входит в top-10 мировых производителей автомобилей. Не верится, что лишь преодолением ошибок достигнут такой успех. Скорее всего, не обошлось без таланта и трудолюбия.

hr-portal.ru

Консалтинг-Блог Алекса Левандовского » Поучительная история успеха Соичиро Хонда » Консалтинг-Блог Алекса Левандовского

Уверен, вам будет полезно узнать об одном из известнейших людей в мире,имя которого носит семьдесят процентов мотоциклов и множество автомобилей. — Соичиро Хонда. Это человек, который стартовал в тридцать шесть лет. Он работал слесарем и был абсолютно безграмотен. Сегодня его империя расположена более чем в ста странах. Как же начинал этот бизнесмен? Как он добился успеха?

В 1938 году, будучи учеником ремесленного училища, господин Хонда вложил все средства, которые у него были, в идею производства поршневых колец. Он мечтал получить заказ от Тоуоtа. Он даже заложил ювелирные украшения своей жены. Когда он изготовил одну партию, Тоуоtа не приняла у него товар, и Хонда практически все потерял. Ему пришлось вернуться в ремесленное училище и продолжить работать слесарем. Два года над ним смеялись все знакомые. Вы думаете, это его сломило? Нет!

Прошло еще два года. И он все-таки добился контракта от Тоуоta. Но случилась следующая неприятность. Вы знаете,что Япония очень ограничена в ресурсах. Правительство страны на тот момент уже вовсю готовилось к войне. Когда Хонде понадобился бетон, чтобы строить фабрику,он просто не смог его достать. Его не было совсем. Нигде! Вы думаете, этот человек сломался?Начал обвинять правительство, войну? Нет! Он со своими партнерами, коллегами сделал собственный бетон и построил фабрику. Казалось бы, все: он стал предпринимателем,бизнесменом. Но судьба приготовила ему еше большее испытание. Во время войны фабрика Хонды была разбомблена. Все было уничтожено. Все, что он вложил- время, богатство, опыт – в один момент исчезло. Но этот человек сказал, что пойдет дальше. Вместе со своими партнерами Соичиро Хонда собирал старые бочки, пытаясь делать из них бетономешалки. Они брали велосипеды и приделывали к ним маленькие моторчики, которые оставались от военной техники. Он двигался дальше. Казалось бы, вот-вот и Хонда должен вырваться вперед.

Но судьба приготовила ему ещё большее испытание. В тот момент, когда его велосипед с моторчиком стал пользоваться спросом, он столкнулся с новым непреодолимым препятствием -нехваткой денег. У него не было средств, чтобы купить исходные материалы для создаваемогоим продукта. Вы думаете, он расстроился? Стал обвинять всех людей на свете и судьбу в том,что у него нет возможности привлечь деньги? Нет! Этот человек был заряжен на позитивные решения, на преодоление трудностей и проблем. Он всегда знал, что есть выход.

Хонда сел и написал письмо. Восемнадцать тысяч владельцев магазинов — всех магазинов,которые были ему доступны, которые торговали его велосипедами — получили от него письмо. Настолько убедительным было это послание, что пять тысяч предоставили ему первый капитал, в котором он так нуждался. Пять из восемнадцати тысяч владельцев магазинов откликнулись на его письмо. По всей видимости, они почувствовали силу характера человека, написавшего им,через письмо он смог передать свою устремленность вперед. И они дали ему кредит. Хонда,наконец, стартовал.

После первого маленького успеха, Соичиро Хонда начал экспортировать свои велосипеды с моторчиками в Европу, а потом — в Америку. Сегодня это огромная корпорация. Уже никто не вспоминает, что великий, знаменитый Хонда был безграмотным слесарем, в тридцать шесть лет сделавшим первый шаг в бизнесе. Сегодня никто не вспоминает, что этот человек не имел ни копейки. Сегодня никто не вспоминает, что он несколько раз полностью разорялся. Сегодня мы видим большой бизнес: мотоциклы, машины. Но всегда нужно смотреть, как начинал этот человек. Успех обязательно оставляет следы.

«Что бы Вы ни затевали,Вам понадобится воодушевление. Вне зависимости от того,  какую жизненную тропу Вы выберите,обязательно найдутся люди,которые будут твердить Вам,что Вы заблуждаетесь.И на Вашем пути к успеху обязательно возникнут трудности,  под давлением которых возникнет искушение поверить в то, что Ваши критики правы. Чтобы не сбиться с пути и не спасовать перед трудностями,Вам понадобится примерно та же вера и примерно то же воодушевление,что испытывает солдат,сражающийся под своим флагом.Даже самый спокойный мир нуждается в бравых и бесстрашных мужчинах и женщинах, которые при необходимости смогли бы его защитить.»

Ральф Уолдо Эмерсон

 

Сколько вы готовы заплатить за вебинар по достижению целей и успеху?

результаты этого опроса

born4win.ru

История успеха - Японский гений Соитиро Хонда

«Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех — это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов — это неудачи».Соичиро Хонда

Соичиро Хонда родился в бедной семье. Отец его был простым кузнецом и зарабатывал на жизнь ремонтом велосипедов. Из-за постоянной нехватки денег и голода в семье умерло пятеро детей. Чтобы хоть как-то улучшить семейное положение, Соичиро еще ребенком начал работать вместе с отцом. И хотя мальчик имел возможность ходить в школу, он часто не посещал уроки, так как считал, что вполне может обойтись и без занятий. Он хотел всему научиться сам, на собственном опыте.

Однажды он совершенно случайно увидел автомобиль и был очень удивлен. «Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной… Я был глубоко взволнован… Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у меня родилась идея, что когда-нибудь я сделаю машину сам». После этого случая у Соичиро появилась мечта и цель — он хотел создать собственный автомобиль.

Спустя некоторое время, повзрослев и обдумав все, он пришел к выводу, что, работая слесарем, он никогда не сможет осуществить свою мечту. Собрав все сбережения, Соичиро решил начать свой бизнес. Но собранной суммы все равно не хватало и тогда он решил продать украшения своей жены и вложить всю сумму в компанию по производству поршневых колец для «Тойоты». Изобретя поршневое кольцо, Хонда стал очень знаменитым. Бизнес его все больше и больше разрастался. Он начал зарабатывать хорошие деньги. Но с приходом войны Соичиро пришлось многое пережить. Он очень боялся потерять свой так долго создававшийся бизнес. Несмотря на то, что предприятие не было разрушено при бомбардировке и при землетрясении в 1945 году, Соичиро терпел большие финансовые потери. Он вновь становится бедняком.

Что делать? Как быть? Как вернуть утраченное? Другой бы человек, более слабый характером, возможно, решился бы на самоубийство или спился. Но не Соичиро Хонда. Этот человек не сдался, он решил, что необходимо вновь собрать деньги и начать новый бизнес. Продав остатки, он уехал в деревню. Там, не теряя времени даром, продолжает придумывать и изобретать. Соседи посмеивались над ним, считая, что у него ничего не получится из-за отсутствия образования. Он был просто фантазером и мечтателем. А Хонда продолжал изобретать, многие его попытки были неудачны и оказались невостребованными. Но, несмотря на насмешки окружающих и неудачи, Соичиро Хонда не унывал и продолжал мечтать и действовать.

Однажды Хонда, решив куда-то поехать, обнаружил, что у него совсем нет бензина для автомобиля. Чтобы не откладывать поездку он взял мотор, работающий на керосине, и приделал его к раме велосипеда. Получился мини-мопед, на котором ездила жена Соичиро. Соседи, заметив такое чудо, тоже обратились с просьбой сделать им такой же.

Вскоре об изобретении Хонды заговорили. От желающих стать владельцем мини-мопеда не было отбоя. Но Соичиро не мог помочь всем желающим из-за отсутствия денег. Подумав, он решил написать 18 000 писем владельцам магазинов, которые продавали велосипеды на территории Японии. Он составил простое письмо: «Я могу производить нужные людям мотоциклы, но у меня нет денег. Если бы вы мне поверили на слово и выслали немного, то — гарантирую — я поставил бы вам нужную людям продукцию. И мы вместе могли бы сделать бизнес». И владельцы магазинов откликнулись на его искренний призыв и прислали необходимую сумму. На полученные средства Хонда открыл небольшое производство мини-мопедов.Он хотел быть первым и стремился завоевать рынок мотоциклов.

Конкуренция была высокой, но у него все получилось. Он стал лидером, одержав победу над 250 конкурентами. Его «Хонда» стала одной из главных в отрасли мотоциклетного бизнеса. Для того, чтобы окончательно победить своих конкурентов, Хонда решил: каждую неделю с конвейера должна сходить новая модель мотоцикла. И ему это удалось. Он стал еще более популярен и успешен.После такого успеха Соичиро вспомнил свою давнюю мечту — построить автомобиль. Многие, в том числе и японское Министерство международной торговли и промышленности, говорили ему, что Японии не нужен еще один производитель автомобилей. Очень многие предсказывали провал, обосновывая это тем, что за последние десять лет несколько компаний потерпели неудачу — среди них такие известные, как «Паккард», «Хадсон», «Кайзер», «Уиллис», «Кросли». Но Хонда был уверен в своих силах, в своей победе и не обращал на слова окружающих никакого внимания. Он твердо и самозабвенно верил в свою мечту и шел ей навстречу.

В 1970 году он открывает свой автомобильный бизнес. В первую очередь Хонда озвучил проблему с загрязнением окружающей среды выхлопными газами. Он предложил свой первый двигатель с низким уровнем загрязнения — «ССВС». В 1975 году Хонда установил этот двигатель на модель «Сивик», которая сразу же стала суперпопулярной. Все желали ее приобрести. Немного позже его успех повторили CRX, Prelude, Acura и Accord. Модели Honda нисколько не отставали от американских конкурентов, даже наоборот — обгоняли. Все дело в том, что автомобили Honda были созданы на высочайшем уровне и при этом стоили дешевле.

Можно тысячу раз задавать себе вопросы, как Соичиро удалось преодолеть все препятствия и трудности. Почему он не сдался и продолжил поиски? Откуда он черпал силы?

А все дело в том, что он не признавал поражений и рисковал многим для того, чтобы приблизиться к цели. Он был человеком целеустремленным и настойчивым, умел сопротивляться и никогда не сдавался, столкнувшись с очередной трудностью.

Например, он не принимал на работу в фирму специалистов, получивших формальное образование, так как был уверен, что в результате такого образования люди боятся трудностей, рисковать и теряют природную интуицию. А это Соичиро считал очень важным фактором. Соичиро Хонда набирал людей, способных удивить его. Он часто говорил: «Если вы нанимаете тех, кто вам понятен, ваша компания никогда не превзойдет по уровню вас самих. Всегда помните о том, что чаще всего выдающиеся люди находятся среди тех, кто не похож на вас».

Соичиро умел находить наипростейшие решения для любой проблемы. Например, когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и многие автомобильные компании стали увольнять рабочих, сокращать производство и поднимать цены, Хонда сделал все наоборот. Он понизил цену на автомобили и мотоциклы до минимума и начал удваивать производство. Все были в недоумении, считая его сумасшедшим. Но он не только выстоял — во время кризиса завоевал почти весь автомобильный и мотоциклетный рынок.

Соичиро был не из тех, кто боится признавать свои ошибки. По этому поводу он говорил:«Оглядываясь на мою работу, я чувствую, что делал не что иное, как ошибки, серии промахов, серьезные упущения. Но я горжусь и достижениями. Хотя я делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не возникали по одним и тем же поводам».В 1973 году Соичиро Хонда решил уйти с поста президента компании; кроме того, он был уверен, что его семья не должна претендовать на права наследства, и твердо отстаивал это убеждение. Он говорил: «Неважно, насколько выдающимся мог быть основатель компании, нет гарантии, что его сын такой же способный. Управление компанией должно быть отдано человеку, который имеет отличительные качества лидера».

Сейчас компания процветает и ей не страшен даже мировой финансовый кризис. За все время существования корпорации у нее ни разу не было убыточного финансового года и никогда не происходило массовых увольнений сотрудников в связи с сокращением расходов. В этом году компания продала больше автомобилей, чем Chrysler Group.Вот такую компанию создал гениальнейший человек — Соичиро Хонда. И это несмотря на то, что ему пришлось столкнуться с множеством трудностей, он все равно добился невероятного, оглушительного успеха. Он был простым человеком, а стал великим, даже не имея ни среднего, ни — тем более — высшего образования, достиг высот и осуществил свою детскую мечту.

Вы сами видите, что успех приходит независимо ни от места рождения, ни от социального положения, ни от того, есть ли у человека высшее образование. Он приходит к тем, кто стремиться к цели и делает все, чтобы добиться ее, несмотря ни на что. Соичиро Хонда смог добиться успеха, а значит — и Вы способны взойти на вершину успеха и богатства!

Поверьте в себя! Вера творит чудеса!

goodwill.kiev.ua

Соитиро Хонда - история успеха основателя компании Honda

Соитиро Хонда - история успеха основателя компании Honda

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 03 октября 2016

В самом конце сентября, а точнее 24 числа 1948 года механик (!) Соитиро Хонда основал компанию, которая на японском называлась как «Хонда гикэн ко:гё кабусики гайся», известную нам как «Honda Motor Company». Казалось бы, почему я неожиданно вспомнил, про это, ведь дата не круглая.

Просто послушав моего коллегу по радиостанции Серебряный Дождь Михаила Лабковского, где он обсуждал проблемы обучения детей и их будущего, я сам для себя отметил, жизнь господина Хонда отличное подтверждение слов Михаила, что «образование - не залог успеха».Кстати, самому Соитиро Хонда принадлежит следующее изречение: «Диплом инженера - не билет в кино, и он не гарантирует место в жизни, как в зрительном зале». Теперь к вопросу почему я назвал этого человека механиком? Наверное, стоит начать с рождения. В 1906 году в небольшой и довольно бедной деревушке в семье кузнеца появился мальчик, которому предстояло совершить множество изобретений. Но это было позднее. Соитиро в 15 лет просто бредил моторами, маслом и бензином. Отец не стал препятствовать тому, что первенец отправится в Токио, дабы попробовать свои силы на поприще автомеханика. Да, первоначально он занимался лишь уборкой помещений, но хозяин автомастерской «Арт Шокай» Сакокибара быстро рассмотрел в юноше талант и допустил до ремонта автомобилей. Замечу, что своей автомобильной промышленности у Японии тогда не было. Молодой Соитиро не просто чинил машины, ему доверили, вы не поверите, создание гоночного болида на базе германского авто Daimler. Он даже участвовал на нем в гонках. Сведения о том, побеждал в них Хонда или нет, противоречивы, и важно не это, важно совсем другое, что именно тут, создавая гоночную машину, он придумал, и что самое важное, запатентовал свое первое изобретение — металлические, а не деревянные спицы у колеса. Ему было тогда 22 года. К концу жизни этих патентов будет 150, а вот инженерного образования Соитиро так и не получит, война помешает. Нет, он пойдет учиться в университет, но так и не получит диплома. Кстати, успехи вовсе не сделали его столичным жителем, получив разрешение от владельца, Хонда вернулся в родную деревню и основал там филиал «Арт Шокай». Послевоенная разруха сделала автомобили роскошью, а гонки вообще ненужным занятием. Тогда Хонда из труб делает свой первый мопед, который он назвал бравурно и в тоже время элегантно — Honda Dream. Он вообще любил экспериментировать, в частности, однажды, еще во время войны, он приделал к велосипеду моторчик, а ради облегчения веса, заменил обычный металлический бензобак на грелку с машинным маслом, и использовал это собственное ноу-хау, причем так успешно, что сразу получил заказ на 2000 великов с мотором. После того, как Хонда встал на ноги, он решился на организацию своей компании Honda Motor. И пусть она никогда не была номером один как в Японии, так и в мире, тем не менее имя этого человека известно всем.

Он был и правда как не от мира сего. Однажды чуть не сорвал церемонию у Императора Японии, Хонда просто не понимал зачем ему надевать фрак, почему он не может пойти на прием в своей обычной одеждой. Он воевал с министерством промышленности страны, которое считало выпуск автомобилей нецелесообразным. В общем, он жил как хотел сам. Может поэтому девиз компании «The power of dreams» можно перевести и как «верь в собственные мечты, и они поверят в вас». Я, Александр Гусаров, с Вами прощаюсь. До свидания! Всего Вам доброго!

www.silver.ru

Соичиро Хонда. Компания Хонда (Honda). Журнал К Вершине, Рубрика: Истории успеха

«Настойчивые люди стремятся к совершенству» — девиз всех великих инноваторов от Эдисона до Хонды. Эдисон говорил, что «креативность на 99 процентов — трудная работа, и на 1 процент — вдохновением». Хонда согласился с этим и построил свой успех на — «провалах». Он верил, что множество «неудач» — эмпирический метод «проб и ошибок» — неотъемлемо от настоящего успеха. Это упорство является отличительной чертой Хонды и Эдисона, так же как и большинства великих инноваторов.

Способность перенести неудачу за неудачей и при этом не изменить себя — фундаментальная характеристика личности инноватора. Это необходимо для проведения крупномасштабных революционных инноваций. Си Йонг символизирует это лучше любого ученого или изобретателя (Награды Си Йонг ежегодно удостаивается бейсбольный питчер имеющий лучшие достижения). Йонг олицетворяет сущность победы, поскольку выиграл больше бейсбольных матчей, чем кто-либо иной в истории. Он одержал 512 побед, что на 150 игр больше, чем выиграл его ближайший конкурент, — рекорд, который, вероятно, никогда не будет побит.

Несомненно, большинство фанатов бейсбола знакомы с этим рекордом также, как они знакомы с рекордным числом поражений питчера в истории бейсбола. Как вы думаете, кому принадлежит этот невероятный рекорд? Правильно! Си Йонгу. Он проиграл 313 игр, намного обогнав своих ближайших соперников. Упорство, проявленное Си Йонгом, сродни упорству Соичиро Хонды. Это краеугольная черта характера любого, кто стремится изменить мир путем инновации. Нет никаких “быстрых побед” или “легких удач” в мире крупномасштабных инноваций. Только очень целеустремленные и упорные личности могут преодолеть постоянные кризисы и ухабы, встречающиеся на пути к любой цели.

Билл Лир заработал и потерял четыре состояния, но никогда не сдавался. Тому Монагену четырежды грозило банкротство, его вытеснили из “Домино”, но и он не сдался. Говард Хед потратил восемнадцать месяцев на то, чтобы собственноручно смастерить шесть пар металлических лыж, которые, одна за другой, были поломаны скептиком-инструктором в течение каких-то тридцати минут. Но он проявил настойчивость и сконструировал еще сорок пар лыж, до тех пор, пока не создал пару, которую не смогли сломать.

Генри Форд становился банкротом дважды до своей великой победы, “Модель Т. Линкольн” проигрывала все автогонки, в которых участвовала. Он упорствовал до тех пор, пока не победил в одной из них, а случилось это, когда ему было шестьдесят лет. Тед Тернер сказал: “Никогда не теряйте мужества и никогда не бросайте начатого. Пока ты не сдался — ты не побежден”. Хонда дал краткий философский совет всем будущим инноваторам: “Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой не правдоподобные цели и должны быть готовы, к поражениям”. Хонда, как и Эдисон, считал каждую неудачу ступенью, приближающей его к грандиозному успеху, неважно какой ценой.

Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех — это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов — это неудачи.

Соичиро Хонда, из речи во время получения почетной докторской степени в Мичигане в 1974 году. Когда Хонда был ребенком, у него была мечта. Он мечтал в один прекрасный день стать владельцем автомобиля. Вряд ли он тогда предполагал, что не просто будет иметь автомобиль, а станет одним из титанов производящей их индустрии. Хонде было предначертано судьбой повлиять на промышленность мотоциклов и автомобилей больше, чем кому-либо другому в мире.

Его влияние заключалось в радикальном изменении не только продукции, но и всего рынка данного товара. Исключительно “на его совести” создание мотоцикла, который получил такое широкое признание в обществе, что послужил образованию нового обширного сегмента рынка. Продукция Хонды была предназначена как для женщин, так и для мужчин, и рассчитана на средний класс, который никогда ранее не принимали в расчет производители.Сила Хонды была в технической элегантности, красоте дизайна и рыночной интуиции. Он не имел ни инженерной подготовки, ни опыта (окончил только восемь классов). Он ничего не знал о маркетинге, финансах и дистрибьюторстве; дитя аграрной Японии, Хонда не имел представления о большом бизнесе и международной торговле. Он достиг успеха вопреки оппозиции “дзайбацу” (японские конгломераты), которые считали его аутсайдером и бунтарем. Не только японцев ошеломил его успех, — то же самое можно сказать и о педантичных немцах, которые владели богатым рынком и о снобах американцах, которым принадлежали все остальные рынки.

Элегантные решения, предложенные Хондой для сложных проблем, основывались на следовании более простыми путями. Это свойственно и другим великим инноваторам мира. Он не имел образования, не знал всех технических нюансов, что и позволило ему идти эмпирическим путем “проб и ошибок”, так же как Эдисону. К началу 80-х Хонда стал третьим в числе крупнейших производителей автомобилей в Японии, а к концу 80-х годов — третьим в мире. Уже в 60-х он доминировал в производстве мотоциклов (70 процентов рынка), к 1990-м он выпускал более трех миллионов мотоциклов в месяц и до сих пор удерживает 60 процентов всего мирового рынка. Неплохо для человека с восьмиклассовым образованием, у которого была мечта и, кроме того, упорство, чтобы воплотить ее в жизнь.

Джордж Гилдер считает Хонду “уникальным, самым блестящим и успешным предпринимателем в автомобильной промышленности после Генри Форда”. Британская “Санди Тайме” в своем автообзоре в 80-х писала: “Точность технических решений Хонды, похожих на работу ювелира, изумляла каждого инженера, с которым мне доводилось говорить”. Хонда осуществил еще один “невозможный” прорыв, доказав специалистам, что они ошибаются, утверждая, что американские рабочие не способны собрать высококачественную машину на уровне японцев. В середине 70-х он построил завод в Мерисвилле, штат Огайо, и уничтожил этот миф, выпустив машину, абсолютно соответствовавшую качественным стандартам модели японской сборки.

Именно эта машина — “Хонда Аккорд” — в конце 80-х стала самой продаваемой машиной в Америке и удерживает этот статус в 90-х. И благодаря ей Хонда стал первым японским руководителем, отмеченным в Зале славы американской автомобильной промышленности.

Личная история

Соичиро Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в японской аграрной провинции Хамаматсу. Он родился 17 ноября 1906 года невдалеке от Акио Морита, основателя “Сони”. Морита родился в богатой семье, владевшей теннисными кортами и другими преимуществами, а Хонда был сыном бедного кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов. Эта ранняя причастность к спортивному транспорту во многом определила будущий интерес Хонды к мотоциклам. Уроки отца, в ходе которых он получил навыки решения технических проблем, стали важным фактором в его начальном обучении. Его семья была настолько бедна, что пятеро из детей умерли от голода еще в младенческом возрасте.

Соичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные занятия, поскольку ненавидел формальный процесс обучения, который предлагала школа. Он предпочитал технику экспериментирования и всегда лучше учился на своем опыте и ошибках. Он всегда любил машины и механические устройства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком, впервые увидел автомобиль. Вот цитата из его биографии:

Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной… Я был глубоко взволнован… Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у меня родилась идея, что когда-нибудь я сделаю машину сам (Сандерс, 1985).

В начале 50-х Хонда создал компанию и вторгся в переполненную промышленность по производству мотоциклов. В течение пяти лет он успешно уничтожил 250 конкурентов (50 из них были японскими). Его машина “Дрим” (“Мечта”), представленная в 1950, была осуществлением его детской фантазии построить лучшую машину. Затем последовала модель “Супер Клаб”, запущенная в 1955 в Японии и в 1957 в Америке со ставшим уже известным, рекламным лозунгом: “Лучшие люди ездят на Хонде”. Благодаря этим уникальным продуктам, сопровожденным впечатляющей рекламной кампанией, Хонда добился устойчивого успеха и изменил эту промышленность, которая одно время находилась в застое.

К 1963 году “Хонда” стала доминирующей силой в бизнесе мотоциклов практически в каждой стране мира, повергнув “Харлей-Дэвидсон” и итальянские компании, производящие мотоциклы, в пыль. Хонда был тем человеком, который превратил индустрию мотоциклов в рынок с ежегодным оборотом 3 млрд. дол. Его оригинальные идеи в дизайне и маркетинге явились катализатором, который изменил имидж мотоцикла от атрибута людей в “черных кожаных куртках”, культивированного “Харлей”, до “веселого семейного средства передвижения для среднего класса”.

“Хонда” первой стала производить подобную продукцию, и поэтому мы утверждаем, что именно она изменила индустрию и доминирует в ней в такой степени, какой не могла добиться ни одна фирма в мире, ни до ни после. Укрепив позиции в индустрии мотоциклов, энергичный и амбициозный Хонда решил покорить автомобильный рынок и сделал ставку на гоночные машины. Первая гоночная машина дебютировала в 1962 году. Японское министерство международной торговли и промышленности говорило ему, что Японии не нужен еще один производитель автомобилей. Хонда, в своем неподражаемом стиле проигнорировал их, как в свое время и рыночных экспертов, предсказывавших ему скорое поражение.

В 1970 он вступил в конкурентный автомобильный бизнес, который не видел успешного внедрения с 1925 года, когда в роли неофита на этом трудном и фондоемком рынке оказался Уолтер Крайслер. В период между этими событиями — выходом на рынок Крайслера и Хонды — как минимум, десять компаний потерпели неудачу, включая “Паккард”, “Хадсон", “Студебеккер”, “Кайзер”, “Уиллис”, “Такер”, “Кросли” и не так давно “Делоран”. “Хонда” не только сделала это, но и уничтожила тех, кто стал на ее пути.

Одной из первых областей, которая подверглась атаке “Хонды”, было самое “узкое” место промышленности — стандарты чистоты выхлопных газов, установленные американским правительством. Никто из гигантов промышленности не мог справиться с этой огромной проблемой, ни американские фирмы — “Дженерал Моторс”, “Форд” и “Крайслер”, ни японские гиганты — “Тойота” и “Ниссан”, ни немецкие авторитеты — “Мерседес-Бенц”, “БMB”, “Порше”. Они вышли из положения, создав каталитический конвертор. Хонда поставил эту проблему во главу угла и, несомненно, обошел этих титанов, представив первый двигатель с низким уровнем загрязнения — “ССВС”. Это устройство, элегантно решившее проблемы загрязнения, Хонда установил на модель “Сивик”, запущенную в производство в 1975 году и моментально ставшую хитом.

Хонда окончил среднюю школу в 1922 году и сразу же отправился в Токио, где поступил учеником в авторемонтную мастерскую. После шести лет ученичества, он собрал деньги для того, чтобы открыть первую ремонтную мастерскую в родном городе (1928 год). В этом же году он получил первый из сотен своих патентов, за идею заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические. Это была первая экскурсия Хонды в мир изобретений, которая проложила путь его будущим невероятным техническим решениям. Практически каждое из них — это простое решение сложной проблемы. Хонда был обычным человеком, но его гениальность заключалась в умении находить простые решения любой проблемы, встававшей в связи с его продуктами.

Бизнес и личное выживание Хонда стал известен благодаря изобретению в 1938 году поршневого кольца. Он и образовал новую компанию, которая занималась производством этих колец для компании “Тойота” в Токио. Так продолжалось и во время войны, пока его фабрика не пострадала при бомбардировке. Землетрясение 1945 года полностью разрушило ее. Хонда был расстроен, распродал все и пошел работать на полставки. Его приход на рынок мотоциклов был совершенно случайным.

Как-то в 1946 году Хонда столкнулся с проблемой — у него не было бензина для машины, тогда он взял один из моторов, во множестве оставленных американскими военными, и приделал его к своему велосипеду. Этот двигатель был наполнен керосином. Подобные простые, но элегантные решения фундаментальных проблем — это обычный стиль Хонды. Затем он стал делать свои мопеды по просьбам друзей. Выполнив с десяток таких заказов, как и можно было ожидать, рвущийся ко всему новому Хонда предположил, что рынок подобной машины может быть значительно больше. В 1948 году основал “Хонда Мотор Компани” с целью разработки и производства мопедов.

Свой первый мопед Хонда оснастил мотором “Д” (от dream — мечта). Модель “Е” типа “Дрим” была запущена в производство в 1951 году, и к 1958 году, когда в США появился его “Супер Каб”, Хонда стал крупнейшим производителем мопедов в Японии, оставив позади пятьдесят конкурентов. Модель “Супер Каб” имела уникальную подножку, которая очень приглянулась подросткам и женщинам. Вскоре, благодаря рекламной кампании “Лучшие люди ездят на мотоцикле Хонда”, эта модель произвела настоящую революцию в промышленности.

Эта рекламная кампания, стоившая 5 млн. дол., стала хитом 1962 года и успешно выполнила свою задачу, создав имидж байкера, способствовавший популяризации мотоцикла. С этого момента имидж “Ангелов Ада” в черной кожаной куртке ушел в прошлое. Маркетинговое исследование подтвердило, что этот мотоцикл в духе “Унисен” стал технологическим прорывом. Благодаря эффективному имиджу, низкой цене и отличному качеству исполнения, рынок этой модели расширился до миллионов единиц.

В 1961 году “Хонда” производила по 100 000 мотоциклов в месяц, а к 1968 году в США был выпущен миллионный мотоцикл. К середине восьмидесятых “Хонда” держала в своих руках 60 процентов мирового рынка, а к 1990 годовой выпуск достиг трех миллионов единиц. Этот парень видел, как осуществляется мечта его детства и готовился к завоеванию новых рынков.

Хонда пришел на автомобильный рынок в 1970 С автомобилем “Сивик”. Он продолжал оснащать свои модели техническими новинками, так же, как делал это, когда завоевывал рынок мотоциклов и Так же все еще не был любимым сыном японской машиностроительной промышленности. Он был настоящим бунтарем, особенно это проявилось, когда 9 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и японские производители пришли к соглашению сократить объем производства продукции и поднять цены. Только Хонда отказался и сделал все наоборот, в лучших традициях Генри Форда.

Он сделал немыслимое, отрицая экономическую модель Галбрайтиана, говорившую, что производство должно сокращаться. Хонда удвоил производство и снизил цены больше, чем Форд пятьдесят лет назад. Хонда, который даже не имел понятий о ценовой эластичности, оказался прав. Объем продаж компаний “Ниссан” и “Тойота” упал на 40 процентов; объем продаж “Хонды” вырос на 76 процентов и продолжал стремительно расти. К 1987 “Хонда” стала самой быстрорастущей компанией в мире.

Xapaктеристикa поведения В юности Соичиро Хонда вел себя легкомысленно И был дамским угодником. Он был известен как “Плейбой из Хамаматсу”, человек, который отвечал на любую провокацию. Его любовь к веселью и беззаботность привели к тому, что как-то он свалился с моста с двумя гейшами в машине. Он спас их, выкинув в окно. Эта экстравертная личность была известна как “Мр. Гром” среди служащих за его эмоциональные взрывы в ответ на какую-нибудь глупость работников. Они любили Хонду, но побаивались его гнева. Такое же поведение было у Билла Лира и Артура Джонса.

Дух свободы, присущий многим разработкам Хонды, подтверждает, что он действительно неустанно обдумывал свои детища. Он обладал духом свободы и сражался против традиций на протяжении всей карьеры. Он отказывал в приеме на работу в фирму “Хонда” специалистам, получившим формальное образование в течение многих лет, поскольку чувствовал, что их догматическое мышление будет помехой в поисках нового. Его мечты о правде и видение мира отражены в популярном романе Пирсиджа “Дзен-буддизм и искусство существования при помощи Мотоцикла” (1964), где мотоцикл использован как метафора свободы. “Мотоцикл, который бы создаете, отождествляете с собой”.

Это выражение характеризует дальновидного инноватора Соичиро Хонду, который знал эту истину лучше всех и был упорен в совершенствовании своей личности и своей продукции. Хонда был экстравертом, интуитивно чувствовал перспективы бизнеса и использовал аналитическое мышление в решении проблем. Он обладал темпераментом Прометея, вкупе с твердыми убеждениями и устойчивой жизненной позицией. Для него были характерны: нетерпеливость, бунтарство, сопротивление поражениям, этот человек никогда не сдавался перед лицом очередной проблемы.

Хонда был нетерпимым по отношению к общепринятым и традиционным методам. Он противился влиянию мировых традиций на “Хонда Моторс”, в которой царили свои принципы. Он обвинял формальное образование в том, что оно готовит специалистов, избегающих риска. Он считал, что академическое образование наделяет специалистов недоверием к интуиции и к использованию новых методов решения проблем. Он признавал свои ошибки, как это видно из его речи в Техническом Университете Мичигана:

Оглядываясь на мою работу, я чувствую, что делал не что иное, как ошибки, серии промахов, серьезные упущения. Но я горжусь и достижениями. Хотя я делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не возникали по одним и тем же поводам. Хонда много внимания уделял экспериментальной работе и сопротивлялся любой попытке контролировать его или его фирму через традиционную кастовую систему. “Нью Йорк Тайме” он говорил: “Правительственные официальные лица всегда защищают общественные интересы. Но они всегда выступают против, когда ты пытаешься сделать что-то новое”.

Этот инноватор, оперировавший правосторонним мышлением, своими постоянными экспериментами сводил истеблишмент с ума. Он был против иерархической формы управления, что ясно из следующей его цитаты: “В целом, люди работают напряженнее и более инновационно, если их не принуждают, совсем другая картина там, где им строго указывают, что делать”. Какая проницательность. С тех пор уже доказано психологами, что он был прав, и новые стили руководства приближаются к методологии Хонды.

Склонность к риску Хонда любил по-настоящему рисковать. В середине тридцатых годов он едва не погиб, участвуя в гонках. Он выиграл гонку, потерпев аварию на финише, и провел в больнице три месяца, после чего ему запретили участвовать в соревнованиях. В 60 лет Хонда научился управлять собственным вертолетом и так напугал своих пассажиров, что ему пришлось уступить пилотское кресло профессионалам.

Его азарт был легендарным. Он не признавал поражений и мог рискнуть всем ради своих убеждений и идей. Его отказ в середине семидесятых сократить объем выпуска продукции в связи с нефтяным кризисом в ОПЕК был самым сильным шагом, на какой только возможно было пойти. “Хонда Моторс” давно бы ушла в историю, если бы он усомнился в своей правоте. Но он этого не сделал и “Хонда” стала гигантской силой в индустрии.

История из биографии Акио Морита “Сделано в Японии” (1986) является бесспорным доказательством азартной натуры Хонды. Морита рассказал о несгибаемом, рискованном, соревновательном духе Хонды. Когда он думал о выходе на автомобильный рынок, “Ямаха”, его смертельный враг в производстве мотоциклов, увидел возможность отобрать рынок у “Хонды”, сыграв на ее финансовой уязвимости. “Ямаха” разработала много новых моделей и сильно снизила цены, зная, что Хонда слишком занят автомобилями, чтобы ответить. Они ошиблись. Хонда ответил, используя все свои ресурсы, как если бы это была война не на жизнь, а на смерть.

По словам Мориты: Руководство “Хонды” ответило моментально, несмотря на сложное финансовое положение. Они боролись, выпуская новые модели каждую неделю в течение года. «Ямаха” не смогла этого выдержать, и, в конечном итоге, и вынуждена была пойти на серьезные замены руководящего состава.

Олицетворение упорства

Хонда сделал для мотоциклов то, что Генри Форд сделал для автомобилей. Он взял бездействующий застойный рынок и сделал его действующим и динамичным. Его упорное стремление к осуществлению мечты о превосходной машине воплотилась в элегантных автомобилях. “Хонда” была постоянной законодательницей мод в дизайне мотоциклов во всем мире с середины пятидесятых до начала девяностых. Автомобиль “Акьюра” фирмы “Хонда” стал самым продаваемым автомобилем во всем мире в 1989, 1990, 1991 и 1992, согласно сообщению журнала “Кар энд Трек” (“Автомобиль и дорога”).

В 1991 они создали также чрезвычайно популярную спортивную машину — “Эн-Эс-Экс”. В 1993 году они вновь завоевали похвалы от Дж. Д. Пауэра — “Акьюра” вновь была названа самой популярной моделью в Соединенных Штатах. “Хонде” принадлежит статус самой крупной из образованных после второй мировой войны компаний в Японии.

В марте 1988 журнал “Мотор Тренд” составил рейтинг самых популярных машин в мире и три первые позиции занимали машины фирмы “Хонда” — “Си-Ар-Экс”, “Сивик”, “Прелюд”. Еще одно лестное сообщение пришло от журнала “Кар энд Драйвер” (“Машина и водитель”), который назвал “Аккорд” одной из десяти самых популярных машин в Соединенных Штатах. На попавшие в прессу сведения о том, что “Хонда” планирует переоборудовать ее, редактор ответил: “Это все равно, что небольшая доработка Сикстинской капеллы или Акрополя, мы не можем представить себе более глупого предприятия”.

Это признание и успех — заслуга вышедшего из нищенской среды небольшого японского городка человека с современным складом ума и готовностью рисковать в поисках нового, который пришелся по душе американцам. В Японии, стране, где общественная лояльность ставится во главу угла, Хонда был настоящим нонконформистом. Его прозвище, “Мр. Гром”, вроде бы так не соответствовало небольшому росту и непостижимому поведению типичного японского руководителя. Он является примером упорства, скромности, приятных манер и способности воспринимать ошибки как ценнейший актив.

uptothetop.biz


Смотрите также