Изобретатель хонда


Хонда, Соичиро (1906-1991) - японский изобретатель

Жизнь Хонды прошла в постоянной борьбе за существование. Он был первым ребенком в семье бедного сельского кузнеца и с раннего детства помогал отцу, подрабатывая ремонтом велосипедов и бытовой техники.

В 1922 году Хонда закончил среднюю школу, и отправился в Токио. По протекции земляка он поступает учеником в авторемонтную мастерскую. Проявив прилежание и техническую сноровку, он вскоре становится помощником хозяина и начинает копить деньги для открытия собственного дела. Через шесть лет Хонда возвращается на родину и поселяется в городе Хамаматсу. Он покупает небольшой участок земли с домом и открывает авторемонтную мастерскую. Одновременно он патентует свое первое изобретение - конструкцию металлической спицы для автомобильного колеса. Хотя патент и не принес больших денег, уже тог да Хонда понял, что нужно искать простые решения сложных проблем.

Постепенно он организовал в своей мастерской лабораторию, где занимался новыми разработками. В 1938 году Хонда изобретает поршневое кольцо, позволившее существенно улучшить качество работы двигателей внутреннего сгорания и уменьшить износ поршней. Изобретение привлекает внимание специалистов, через несколько месяцев его патент приобретает автостроительная компания «Тойота».

Но Хонда не торопится продавать влиятельной фирме право полностью распоряжаться его изобретением. Получив деньги за патент и денежное вознаграждение, он переезжает в Токио, где организует собственную компанию по производству поршневых колец.

Постепенно Хонда начинает расширять производство и вскоре заключает выгодные контракты с несколькими фирмами. К этому времени он уже делал моторы для автомобилей и лодок. Выполнение нескольких военных заказов принесло ему стабильное место на японском моторном рынке. Его относительно устойчивое экономическое положение пошатнулось лишь в 1944 году, когда в ходе налетов американской авиации его завод был разрушен.

Несмотря на трудности, со свойственной ему дальновидностью и прозорливостью Хонда совмещает восстановление завода с его перепрофилированием. Он прекращает производство поршневых колец и вместо них начинает производить небольшие бензиновые моторчики для велосипедов. Разворачивая в 1946 году производство, Хонда еще не подозревал, что открыл новый вид транспорта, позже получивший название мопеда (сокращенное обозначение моторизированного велосипеда).

Позже Хонда признавался, что идею мопеда ему подсказало отсутствие бензина в Японии. Однажды он попал на склад оборудования, оставленного американскими военными, где нашел множество моторов, не находивших сбыта. Тогда Хонда решает сделать мотор, работающий на керосине. Но моторчик получился настолько слабым, что его можно было поставить только на велосипед. Хонда сделал несколько образцов и раздал их своим знакомым. Результат превзошел все ожидания. К нему стали поступать заказы от торговцев, и он выпустил в продажу новый вид транспорта.

Первую модель Хонда назвал «Дрим» (мечта). Она сразу же стала пользоваться огромной популярностью: быстрый, подвижный, недорогой транспорт пришелся как нельзя кстати в послевоенной Японии. В 1948 году Хонда вместе с предпринимателем Такео Фуджисава основал корпорацию «Хонда мотор компани», специально ориентированную на разработку и производство мопедов и мотоциклов. В тот момент Хонда оказался единственным производителем такого вида транспорта, что и позволило ему быстро захватить японский рынок. Он несколько раз усовершенствовал первую модель, пока однажды не понял, что исчерпал все возможности для реконструкции.

В 1951 году Хонда объявляет о начале работы над новым поколением мопедов. Сохраняя высокую степень надежности, он создает модель, который мог управлять практически любой человек, имевший навыки координации движения и езды на велосипеде.

Мопед «Суперкэб» (сверхмашина) имел специальное центробежное сцепление, не требовавшее переключения передач. Кроме того, было сделано удобное сидение и специальная подножка, позволявшая легко парковаться в любом месте. Интересно, что на мопедах стали ездить не только мужчины, но и женщины, что для Японии с ее устоявшимися традициями было новинкой. Именно популярность мопеда среди женского населения страны сыграла ключевую роль в его распространении.

К 1958 году модель становится лидером продаж в Японии, Хонда переносит производство в США. В результате рекламной кампании, стоившей более пяти миллионов дол- ларов, всего через три года он обходит по объемам продаж более пятидесяти американских фирм, производивших аналогичную продукцию.

Через год мопед Хонды становится самым продаваемым в мире. Подобная популярность объяснялась не только дешевизной и надежностью модели, но и тем, что конструктор оснастил ее специальным катализатором, снижающим токсичные выбросы и позволяющим использовать практически любой вид топлива.

Кроме мопедов Хонда начинает производить тяжелые мотоциклы. Он лично разрабатывает стратегию рекламной кампании, и ему удается изменить само представление об этом виде транспорта.

Вместо страшноватого образа «Ангела Ада», представавшего в черной кожаной куртке, на огромном ревущем звероподобном чудовище черного цвета, Хонда предлагает изящные белоснежные машины со сверкающими плексигласом обтекателями и комфортабельными кожаными сидениями. Создавая свою машину, он частично использовал образ персонажа популярного научно-фантастического романа «Искусство существования при помощи мотоцикла». Кроме того, Хонда оснастил свои мотоциклы системой электрозапуска, радиатором охлаждения. А на некоторых моделях были поставлены четырехтактные двигатели.

В начале шестидесятых годов компания Хонды производила по сто тысяч мотоциклов в месяц, а к 1968 году их количество только в США превышало миллион штук. Но изобретатель не стремился бесконечно наращивать производство: отработав ту или иную модель, технически усовершенствовав основные параметры, он обычно переходил к созданию принципиально новой техники. Его главный конкурент - фирма «Ямаха» - не смогла выдержать этого своеобразного марафона, и вынуждена была пойти на серьезное сокращение собственного производства.

Уже в 1962 году на рынок была выпущена первая модель гоночной машины. На этот раз Хонде пришлось столкнуться с более влиятельными конкурентами – известными фирмами «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер». Но гоночный автомобиль был нужен ему лишь для того, чтобы лишний раз заявить о себе.

Размышляя над дальнейшими перспективами своего бизнеса, Хонда точно определил основную проблему, над которой бились самые крупные производители автомобилей, - снижение токсичности выхлопных газов. В то время крупнейшие производители автомобилей создавали наиболее эффективные системы конверторов - приборов, очищавших выхлопные газы. Хонда решил проблему по-другому. Ему удалось разработать конструкцию каталитической свечи, и топливо стало сгорать более эффективно, что и привело к снижению вредных примесей в составе выхлопных газов.

Новинка позволила удовлетворить самые строгие требования стандартов чистоты выхлопа и обогнать более солидных конкурентов. Впервые двигатель с низким уровнем загрязнения – «ССВС» - был установлен на автомобиле «Сивик», который начали выпускать в 1970 году. Уже через несколько месяцев он вошел в пятерку мировых лидеров по продажам. Но восхождение к лидерству на автомобильном рынке оказалось гораздо более долгим и трудным, чем при производстве мопедов. Практически каждая модель создавалась в ходе сложных лабораторных испытаний.

Но Хонде снова помог случай. В 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и ведущие производители стали сокращать выпуск автомобилей. Он же, напротив, увеличил их производство, но снизил цену, что стало возможным за счет внедрения автоматики и других технических новинок. Расчет оказался верным: конкурентов удалось обойти, и его фирма стала самой быстрорастущей компанией в мире.

Достаточно сказать, что в одной из последних моделей «Акьюра», чье производство контролировал сам Хонда, было использовано более 100 изобретений. Выход машины стал своеобразным памятником создателю. В 1991 году Хонда неожиданно умер от остановки сердца.

О личной жизни Хонды известно немного. Хотя еще в девятнадцатилетнем возрасте он женился на своей землячке, бизнесмен пользовался устойчивой репутацией дамского угодника и даже плейбоя. Но никогда не позволял себе флиртовать открыто, не желая подрывать семейные устои. Хонда был любящим отцом двух сыновей и двух дочерей. Правда, никто из его потомков не стал продолжателем семейного бизнеса.

www.urok-fiziki.ru

Honda — компания, основанная в 1946 году японским инженером, изобретателем и автогонщиком Соитиро Хонда

Honda — автокомпания, основанная в 1946 году японским инженером, изобретателем и автогонщиком Соитиро Хонда (Soichiro Honda), родившимся в 1906 году. Компания в её нынешнем виде и со всей своей более чем 50-летней историей существует благодаря его дерзкому, изобретательному и нестандартному образу мышления и поведения. Родившийся в бедной семье Хонда, не закончив школу, уже в 16 лет поступил учеником в авторемонтную мастерскую в Токио.

Соитиро Хонда

Ранняя привязанность к автотранспорту была обусловлена профессией его отца — кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов и привившего сыну навыки решения технических проблем. В 1928 году, накопив достаточно денег, он вернулся в родной город в провинции Хамаматсу и открыл там первую ремонтную мастерскую. В этом же году он получил первый из сотен своих последующих патентов — за идею заменить в колесе деревянные спицы на металлические.

Изобретения Хонды в будущем принесли ему славу человека, способного находить простые решения для сложных проблем. В 1938 году он изобрёл поршневое кольцо; производством колец и занималась основанная им в 1937 году компания Tokai Seiki Heavy Industry.

В 1945 году, после того, как его фабрика серьёзно пострадала во время войны и землетрясения, Хонда продаёт Tokai Seiki компании Toyota за 450 тысяч йен. Однажды приделав мотор к своему велосипеду и создав таким образом мопед, а потом собрав ещё с десяток таких мопедов для своих друзей, Хонда решает всерьёз заняться производством подобных машин.

В 1946 году он основал компанию под названием «Институт технических исследований Хонда» (Honda Technical Research Institute), а в 1947 году началось производство первого продукта компании — 2-тактного двигателя A-type объёмом 50 куб. см. Через год, в 1948-м, компания была перерегистрирована, названа в соответствии с духом времени — Honda Motor Company — и приступила к разработке и производству мотоциклов. Первый мотоцикл компании, получивший название Dream («мечта») и оснащённый двигателем объёмом 98 куб.см, был выпущен в 1949 году.

Тогда же в компанию пришёл работать Такэо Фудзисава — человек, по праву считающийся вторым отцом-основателем компании. Между ним и Хондой существовало разделение обязанностей — Хонда занимался технологиями производства, Фуджисава — корпоративным управлением и продажами.

В 1950 году открылся филиал компании в Токио; там же была куплена швейная фабрика и переделана в завод по выпуску мотоциклов, где началось производство мотоцикла Dream Type D, который в 1951 году был заменён на Dream Type E — новую разработку, развивавшую максимальную скорость в 70 км/ч.

В 1952 году головной офис Honda переместился в Токио, в провинции Сайтама открылся завод Shirako, появился новый двигатель Cub Type F объёмом 50 куб.см и мощностью 1,2 л.с.

1953 год — открылись ещё два завода, организовался профсоюз, и была введена система принятия предложений рабочих, началось производство Benly J-type. В следующем, 1954 году акции Honda Motor начинают продаваться на токийской бирже, стартует продажа скутера Juno K-type и его экспорт в США, и благодаря технологическому прорыву Honda получает возможность участвовать в мотоспорте — её команда принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании. Соитиро Хонда едет с ознакомительным визитом на Isle of Man и знакомится с европейской автомобильной промышленностью.

В 1955 году компания стала лидером по выпуску мотоциклов в Японии, уничтожив огромное количество конкурентов; Honda приняла участие в первой японской гонке Motorcycle Endurance Road Race и выиграла в классах 350 и 500 куб.см, получив к тому же приз за конструкцию. Были выпущены новые модели — Benly JB, Dream SA, Dream SB-type. В 1956 году были разработаны корпоративные принципы, которых компания придерживается до сих пор. Открылся сервисный отдел, и была введена в действие годовая гарантия на продукцию. В 1957 на заводе Shirako открылся центр исследований и разработок, акции Honda Motor попали в первую часть списка на токийской бирже. Команда Honda заняла первое место в гонке гонке Mt. Asama Race в классе 350 куб. см.

Дальнейшие победы Honda в гонках мотоциклов так многочисленны, что их не имеет смысла перечислять. В 1958 году вышла модель Super Cub, а в 1959 Honda по производству мотоциклов стала крупнейшей компанией в мире. Кроме этого, в 1959 году была учреждена компания American Honda Motor в США.

В 1960 году центр исследований и разработок выделяется в отдельную компанию — Honda R & D Co., Ltd., а в 1961-м объём продаж мотоциклов Honda достигает 100000 в месяц — впервые в этой отрасли. Начинается производство мотоциклов в Тайване, и открывается представительство в Германии — Honda Deutschland GmbH. В 1962 году Honda создала завод по выпуску собственного производственного оборудования; для этой компании создание собственного оборудования имеет принципиальное значение. Этот завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co., Ltd.

Тогда же открылось представительство в Бельгии — для сборки и продажи мотоциклов в Европе; был построен спортивный комплекс Suzuka Circuit; была запущена рекламная кампания под слоганом «Лучшие люди ездят на Хонде» («You Meet the Nicest People on a Honda»). Эта кампания стоила 5 млн. долларов, она способствовала популяризации мотоцикла и созданию его нового имиджа — «весёлого семейного средства передвижения для среднего класса». Укрепив таким образом свои позиции на рынке мотоциклов, Honda вступила на рынок автомобилей, представив в 1963 году свой первый автомобиль — небольшую спортивную модель S500.

При этом Соитиро Хонда в очередной раз проявил свой знаменитый бунтарский характер, проигнорировав заявления японского министерства международной торговли и промышленности о том, что Японии не нужен ещё один автопроизводитель. Кроме S500, Honda выпустила ещё и лёгкий грузовик T360.

На заводе Honda Benelux N. V. в Бельгии начинается производство мотоциклов. В 1964 году Honda впервые заявила о своих планах об участии в гонках Formula 1; её команда выступила в классе 1500 куб.см на гонках в Германии в том же году. Открывается система сервисных заводов (S.F.), и по всей Японии начинается их строительство. Тогда же открылось представительство во Франции (Honda France S. A.), а S500 победил на 600-километровых гонках в Нюрбургринге. В провинции Сайтама открывается завод Sayama, рассчитанный на массовое автомобильное производство. Следующий, 1965 год, стал годом первой победы Honda в Формуле-1 — в Мехико, в классе 1500 куб.см Honda выигрывает Гран-При.

В Лондоне открывается британское представительство Honda; начинает экспортироваться новая модель — S600, которая, как и S500, выигрывает гонку в Нюрбургринге; появляется самый компактный и мощный генератор в мире — Honda E300.

В 1966 году дебютировала новая модель — компактный N360, начались продажи и экспорт модели S800, а также был установлен мировой рекорд — Honda 11 раз подряд одержала победу в Формуле-2. В 1967 году Honda одержала ещё одну победу в Формуле-1 — в классе 3000 куб.см на Гран-При Италии.

1968 год стал в некотором роде юбилейным — в США был выпущен миллионный мотоцикл Honda; во французском Гран-При Формулы-1 Honda заняла второе место; был подписан контракт, с помощью которого Honda намеревалась внедриться в мотоциклетный рынок Испании и Мексики.

В 1969 году открываются представительства в Канаде и Австралии, в США начинается выпуск мотоцикла Dream CB-750 Four, а в следующем году открылись центр развития безопасности движения и центр по принятию мер против загрязнения. Кроме этого, была учреждена компания Honda Engineering Co., и начался экспорт автомобилей в Италию.

В 1971 году Honda представила двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion), первый из соответствующих Акту о чистом воздухе 1975 года, а также начала продажу легкового автомобиля Life с водяным охлаждением двигателя. Открылось представительство в Бразилии, и началось производство мотоциклов в Мексике. Но годом прихода настоящей славы Honda считают 1972-й — год выпуска модели Civic.

С этого времени Honda начала завоёвывать признание как производитель компактных недорогих качественных автомобилей. В 1973 году Соитиро Хонда формально ушёл в отставку с поста президента компании (также ушёл в отставку и Такэо Фудзисава), но даже после этого он стремился лично испытывать каждую новую модель. Хонда и Фуджисава становятся верховными советниками, а президентом компании стал Кийоси Кавасима. Начинается продажа Civic с двигателем CVCC.

Технология CVCC передаётся Isuzu Motors и Chrysler Corporation, согласно подписанному с Honda Motor контракту. Также подписывается лицензионное соглашение с Ford Motor по поводу этой же технологии. В комплексе Suzuka Circuit проводится первый национальный фестиваль мотоциклов. В 1974 году, когда на Японию обрушился нефтяной кризис, и автопроизводители решили сократить объёмы производства, Хонда поступил совершенно наоборот — удвоил производство и снизил цены.

Он оказался прав — в отличие от, например, Toyota и Nissan, которые получили 40-процентное снижение продаж, Honda увеличила продажи на 76 процентов. Соитиро Хонда в том же 1974 году получил почётную докторскую степень в Мичигане.

После продажи миллиона Civic следующей ступенью в развитии компании становится выпуск Honda Accord. Недорогой и надёжный автомобиль.

В 1975 году запускается «Honda Credit System» — система продажи в кредит; в 1976 выходит новая модель — Accord, а общий выпуск Civic превзошёл миллион экземпляров. Civic в 1975 году занял первое место в тестах на экономичность, которые проводили американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральное управление энергетики. Для развития общественной деятельности был основан Фонд Хонда (Honda Foundation). В 1978 году дебютировала модель Prelude, в 1979 — открылся испытательный полигон Точиги, а в 1980 году Honda вошла в тройку крупнейших японских автопроизводителей.

В производство запускались новые и новые модели: в 1980 году — Ballade, в 1981 — Vigor и City. В 1981 году количество единиц выпущенной силовой продукции достигло 5-миллионной отметки, а акции Honda начали котироваться на лондонской бирже.

В 1982 году на заводе в Огайо, США, началось производство автомобилей Accord. Мотоцикл Honda XL500R побеждает в том же году на ралли Париж-Дакар, а через год Honda возвращается в Формулу-1 — после 15-летнего перерыва.

В этот период болидами Honda управляли такие знаменитые пилоты, как Алан Прост и Айртон Сенна; компания шесть лет подряд лидировала в конструкторском и водительском чемпионатах. Тогда же, в 1983 году, была представлена модель Ballade Sports CRX, Honda подписала соглашение с Austin Rover Group о совместных разработках, президент Кавасима ушёл в отставку, и президентом стал Тадаси Куме.

Продолжалось и развитие международной сети. В 1986 году началась разработка системы 4WS (4-колёсного управления), в Канаде началось производство Accord, Honda заняла три первых места в ралли Париж-Дакар.

Система 4WS уже в 1987 году начала устанавливаться на автомобили Prelude, Honda стала самой быстрорастущей компанией в мире и объявила о разработке системы подушек безопасности (SRS). Был произведён 5-миллионный Civic. В 1988 году в Японию начали импортировать собранные в США Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring; в составленном журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин три первые позиции заняли CRX, Civic и Prelude.

Журнал Car and Driver назвал Accord одной из 10 самых популярных машин в США. Появилась модель Concerto. Десятилетие 1980-х завершилось примечательным событием — Соитиро Хонда стал первым азиатом, отмеченным в Зале автомобильной славы в США. В это же время Accord стал самой продаваемой моделью в США, были представлены системы VTEC и TCS.

Десятилетие же 1990-х началось с дебюта модели NSX, оснащённой последними техническими новинками — прямого вызова спортивным автомобилям Ferrari, уверенно закрепившего Honda на рынке машин класса gran turismo. NSX сразу же начала продаваться в США. В то же время Honda продвигалась в направлении экологичных разработок — её автомобиль на солнечных батареях под названием Dream занял второе место в гонке World Solar Challenge.

Технически совершенный Honda NSX составил конкуренцию известным итальянским и немецким спортивным автомобилям. Лишь недавно был снят с конвейера по причине высокой стоимости производства.

Количество выпускаемых в месяц мотоциклов в 1990 году достигало 3 миллионов. В 1991 году создатель компании Соитиро Хонда умер. Компания же продолжала своё развитие — в 1992 году вышла новая модель — CR-X Del Sol, Civic отметил свою 20-ю годовщину, и числом 20 миллионов были отмечены сразу выпуск мотоцикла Super Cub, общий объём выпуска автомобилей в Японии и выпуск силовой продукции.

В 1993 году Honda снова ушла из Формулы-1; автомобиль Dream на солнечных батареях побеждает в гонке World Solar Challenge; в комплексе Suzuka Circuit открывается Коллекционный зал. В 1996 году выходят такие модели, как Logo и Stepwagon, презентуется система ATTS (автоматическая система распределения крутящего момента), а также анонсируется прототип человекоподобного робота.

В дальнейшем Honda всё больше и больше продвигается в области экологически чистого автомобилестроения — выпускаются автомобили, работающие на газе и электричестве, улучшаются характеристики двигателей, позволяющие снижать количество вредных веществ в выхлопных газах. Так, например, в 1996 году выходит Honda EV PLUS — электромобиль, который уже в 1997 году начинает сдаваться в аренду, разрабатываются гибридные автомобили с системой IMA, выпускаются двигатели ZLEV с нулевым уровнем выбросов.

В то же время совокупное производство мотоциклов в 1997 году достигает 100 миллионов. 1998 год — 50-летний юбилей компании; разрабатывается новая система газораспределения — Hyper VTEC; выпускаются модели S2000 и HR-V. Honda снова, в третий раз объявляет о планах об участии в Формуле-1 и в 1999 году начинает участвовать в гонках с командой BAR (British American Racing).

В 2000 году Honda представила публике робота Asimo. Цель его создания — появление функционального помощника по дому в недалёком будущем. В 2001-м появилась новая модель — компактный автомобиль Fit; Accord ещё раз стал самой продаваемой машиной в США. В настоящее время Honda — динамично развивающаяся компания, выпускающая легковые автомобили и мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую продукцию. Технологические новшества, которые компания постоянно разрабатывает и вводит в строй, касаются не только автомобилей — это и навигационные системы, и строительство экологически чистых заводов, и исследования во многих других сферах, и участие в разных видах автомобильного спорта.

Сейчас компания располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира, что позволяет ей ежегодно выпускать свою продукцию миллионами единиц. По производству мотоциклов Honda занимает первое место в мире и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. При этом она остаётся одной из немногих независимых автомобильных компаний, отказавшихся от распространенной среди автопроизводителей идеи объединения в концерны. Honda обладает достаточным потенциалом для того, чтобы и в дальнейшем сохранять свои позиции в мировом мото- и автомобилестроении.

allworldcar.ru

История великих автофирм. Не будем думать о расстояниях (Honda)

«Не будем думать о расстояниях, будем думать о времени!»

Соичиро Хонда, механик, изобретатель, автогонщик

Что вы, дорогие друзья, можете сказать о Honda? Я думаю, что все вы скажете о том, что Honda — это японская автомобильная фирма, и будете абсолютно правы. Но не совсем. На самом деле фирма эта сначала мотоциклетная, а потом уже автомобильная. Это не просто фирма — это концерн, обладающий более чем сотней заводов в трех десятках стран мира и производящий более 2,5 миллионов автомобилей в год и более миллиона мотоциклов в месяц! Кроме мотоциклов и автомобилей Honda производит спецтехнику (тракторы, мотокультиваторы, мотор-генераторы, помпы), производственное оборудование (станки, поточные линии, робототехнику), лодочные моторы, авиационные двигатели, самолеты и вездеходы ATV. По производству мотоциклов Honda — мировой лидер и держит более 60% мирового рынка двухколесных машин, а по автомобильному производству входит в первую десятку.

Любят ли у нас в Сибири автомобили Honda? Сложный вопрос. В Японии Honda — третий по объему автопроизводитель после Toyota и Nissan. По степени народной любви у них, мне кажется, Honda тоже на третьем месте: японский рынок нам «не даст соврать». А вот что в Сибири Honda на пьедестале — вопрос спорный. Известно, что конструктивно автомобили Honda более сложны, чем Toyota и Nissan. Многие сервисмены «из народа» в Иркутске боятся двигателей Honda буквально как огня, а один даже сказал мне: «Заумно там все — нам не понять, не берусь я за них». Вот оно! Где уж «Дяде Васе» ЭВМ починить.

Автомобили Honda — технически более продвинуты, по сравнению со «старшими братьями»: они имеют большие мощности при меньшем объеме двигателя, более динамичны, оборотисты, экономичны, чисты и экологичны. У двух моих друзей автомобили Honda: у одного Civic — уже шесть лет (был куплен новым), прошел более 100 000 км и никаких поломок, у другого Accord — почти то же самое. Тот человек, у которого Accord, типичный «хондоман», говорит: «Honda — тончайшая «девушка» сложной душевной организации, ты к ней с любовью, и она не откажет тебе во взаимности многие годы. Убить ее очень просто: залей «жигулевское» — и все, девушки сивуху не употребляют». Так как же на свет божий родилось это совершенство, эта «тонкая девушка»? Кто «отец», кто «мать»? Обратимся к истории.

СЫН КУЗНЕЦА

17 ноября 1906 года в городке Хамамацу в бедной семье кузнеца Джихи Хонда родился первый мальчик, которому удалось выжить. Дело в том, что Хонда был так беден, что пятеро его детей умерли в младенчестве от голода и тяжелых условий. Вновь родившегося мальчика назвали Соичиро. Кузнец Хонда решил — во что бы то ни стало поднять сына, и открыл мастерскую по ремонту велосипедов. Новое дело кормило семью гораздо лучше, чем ремонт скобяных изделий и конской сбруи, так как самым популярным видом транспорта в Японии на заре века уже становился велосипед. Маленьким Соичиро сначала занимался дедушка, с которым они гуляли по окрестностям. Как-то раз Соичиро и дедушка забрели на рисоочистительную фабрику, которая находилась неподалеку от дома. Их привлек странный ритмичный звук. Оказалось, что на фабрике работал двигатель внутреннего сгорания, крутивший насос. Вид двигателя, его звук и вращающееся колесо потрясли маленького Хонду. На фабрику они с дедушкой стали ходить постоянно, просто для того чтобы смотреть и слушать работу двигателя — Соичиро все время просил дедушку об этом! По мере роста маленький Хонда все больше и больше времени проводил в мастерской отца, помогая ремонтировать ему чужие велосипеды.
Постепенно в Хамамацу стали появляться первые автомобили — в основном Ford типа T. В своих мемуарах Хонда вспоминал: «Взволнованный, я, забыв обо всем на свете, бежал за каждой машиной! Именно тогда, когда я был маленьким мальчиком, в моей голове зародилась идея — построить автомобиль самому». В школе Соичиро учился плохо — постоянно пропускал занятия, стараясь побыстрей вернуться домой, в мастерскую, и разбирать с отцом велосипеды. Когда Хонда учился во втором классе, в Хамамацу произошло чудо: в город прилетел первый самолет под управлением знаменитого пилота Нильса Смита. Соичиро видел все! И очки, и краги, и меховую куртку летчика. Весь следующий месяц маленький Хонда только тем и занимался, что копировал пилота, вырезав себе картонные очки. К своему велосипеду Соичиро приделал бамбуковый пропеллер и «летал» на нем по улочкам городка целыми днями.

ОТ НЯНЬКИ ДО МАСТЕРА — ОДИН ГОД

N360 — первый «народный»

Шло время, Соичиро Хонда взрослел. В 1922 году, окончив восемь классов, Соичиро решил, что учиться дальше бессмысленно, нужно работать и становиться профессионалом, и отправился в Токио. Было ему от роду 15 лет.

В Токио юный Хонда устроился на работу в механическую мастерскую с красивым названием Art Shokai, руководил которой талантливый механик и предприниматель, увлекающийся автогонками — Юзо Сакакибара. Фактически Art Shokai была одной из первых СТО: занималась ремонтом автомобилей. Специализировалась фирма на машинах Даймлера, одновременно являясь и дилером этой марки. Однако Юзо Сакакибара был человеком с тяжелым характером и несмотря на то что на работу принимал Соичиро учеником механика, заставил его заниматься присмотром за своим ребенком. Почти целый год пятнадцатилетний Хонда вынужден был таскать сына Сакакибары на себе, куда бы ни указал его отец. Казалось, выхода нет, он не механик, а нянька.

Первая «спортивка» S500

Как это часто бывает в жизни — ситуация разрешилась совершенно случайно. Как гласит одна из легенд о юном Соичиро, он фактически совершил подвиг. Дело в том, что 1 сентября 1923 года в столичных округах Японии произошло страшнейшее землетрясение, известное в истории как одна из величайших трагедий японского народа. Токио и Йокогама были полностью разрушены. Сейчас считается, что в результате той катастрофы погибло около 140 000 японцев! Как же страшная трагедия помогла Хонде изменить судьбу? Очень просто. Все дело было во внутренней сущности самого Соичиро. Во-первых, Хонда во время толчков был с ребенком Сакакибары, который остался жив. Во-вторых, сразу после толчков оказалось раненым почти все семейство хозяина и много людей вокруг, сама мастерская была полностью разрушена (так гласит одна из легенд), и юный Хонда поступил по-геройски — он, никогда до этого не водивший машин, сел за руль одного из лимузинов, находившихся на улице, и стал возить раненых в больницу. Все были в шоке, по улице пробегал обезумевший немец, кричащий: «Токио капут!», а Соичиро, не потеряв самообладания, работал. После землетрясения почти целую неделю в Токио продолжался ужасный пожар, уничтожавший остатки жилых кварталов. В это время все работники Art Shokai разбежались по домам, и только Соичиро и старший механик вдвоем ремонтировали людям искореженные машины.
После катастрофы отношение хозяина к мальчику радикально изменилось, и Сакакибара предложил Хонде работать механиком в мастерской. Причем назначил его шеф-механиком спортивной команды автомобилей Даймлер, которая существовала при дилерском центре! Более того, с этого момента для Хонды начались почти не ограниченные свободы. Юзо позволил ему в свое свободное от обслуживания клиентов время, занимая помещения мастерской и пользуясь станками и инструментами, делать свой автомобиль!
Хонда взялся за дело рьяно. С этого момента он практически перестал спать по ночам — все время работал над своим детищем. Юзо Сакакибара был энтузиастом автогонок, курировал дилерскую команду Art Daimler и посоветовал Соичиро построить не простой, а гоночный, скоростной автомобиль, который бы превосходил серийные «Даймлеры». Соичиро был согласен — он только и мечтал о рекордах скорости! С помощью хозяина был приобретен списанный

Мотовелосипед Type-A

8-литровый авиационный двигатель Curtis-Wright, невероятной по тем временам мощности — 100 л.с. Известно, что Соичиро построил эту машину и выступал на ней в гонках. Более того, Хонда за рулем этого монстра завоевал Гран-при во всеяпонской гонке «Chairman’s Trophy» в 1925 году. Все, кроме мотора и шасси (немецкий Miller), было сделано своими руками.

А было чемпиону от роду 19 лет. Кроме постройки своего гоночного автомобиля, в мастерской Art Shokai Соичиро Хонда освоил литейное дело, впрочем, этому его учил еще отец в кузнице. Главное не в этом, главное то, что Хонда научился делать железные спицы для колес автомобиля методом литья и закалки, в то время когда повсеместно делались полностью деревянные колеса. Затем он придумал, как обеспечивать натяжение спиц между осью и ободом, и запатентовал «это дело». Патент на металлические спицы дал Соичиро обеспеченную жизнь на многие годы, — денег по патентным платежам приходило до 1000 йен в месяц, ведь колеса с металлическими спицами стали делать повсеместно. Когда Соичиро решил распрощаться с радушным хозяином и пуститься в самостоятельное плавание по волнам бизнеса, он попросил Сакакибару позволить ему использовать успешное имя его компании, на что тот с радостью согласился — ведь Хонда уже был победителем серьезных гонок и тоже имел имя.

Honda Dream

Так в 1928 году, вернувшись из Токио в родной Хамамацу, Соичиро Хонда открыл филиал компании Art Shokai. Филиал был не маленьким — полтора десятка человек персонала.

Работа в Хамамацу закипела, Хонда стал строить новый гоночный автомобиль на базе фордовских серийных компонентов. Для того чтобы повысить мощность стандартного двигателя, Соичиро разработал уникальный механический турбонагнетатель — тогда один из первых в мире. К этому времени «вирусом» старшего брата «заразился» и следующий сын кузнеца — Бенджиро Хонда. Когда, к середине 30-х годов, новый «болид» был готов, то получил имя «Хамамацу» в честь родного города. Пошли выступления во всех доступных соревнованиях — команда из двух братьев Хонда оттачивала мастерство. Причем официально старший Соичиро был пилотом команды, младший Бенджиро — механиком.

В 1936 году братья Хонда приняли участие во «Всеяпонском скоростном ралли», проводившемся в долине реки Тама по пригородам Токио. До этого Хонда практически не знали проигрышей и сейчас братья шли впереди. Машину удалось разогнать до 120 км/ч — тогда это была абсолютно дикая скорость, превышающая рекорд Японии. Все противники остались позади, впереди приближался финиш, как вдруг с «пит-стопа» прямо на пути Хонды на трассу выскочила машина аутсайдера, пропустившая круг! Это было так неожиданно, что сделать ничего не удалось — произошла драматическая авария. Автомобиль «Хамамацу» вылетел с трассы, совершил тройной переворот и, разбросав собственные обломки, замер вверх колесами. Бенджиро Хонда, сидевший рядом с Соичиро не пострадал, но в результате кувырканий потерял сознание — такой был шок! Соичиро сломал запястье руки и вывихнул ключицу, а левая сторона лица была разбита в кровь. Синяк же покрывал почти все тело. Месяцы лечения подействовали на Соичиро удручающе, а может быть, и отрезвляюще: он принял решение «завязать» с карьерой гонщика и посвятить себя поприщу механика.
История не умалчивает и об «оборотной стороне медали» славы и успехов Соичиро Хонды в тридцатых годах. На призовые и патентные деньги он, вместе со своими сестрами, открыл ресторан и сам пристрастился к «сладкой жизни» — в больших количествах употреблял виски, постоянно пропадал в «нумерах» с гейшами. Что интересно — после краеугольной аварии японский рекорд Хонда по скорости (120 км/час) не был побит почти 20 лет. Правда, японцам было уже не до рекордов — к власти пришла военная хунта кровавых генералов, а страна ввязалась в несколько военных кампаний одновременно.

КОЛЕЧКО, КОЛЕЧКО, КОЛЬЦО

Давно это было. Оправившись после аварии 1936 года, Соичиро Хонда решил «взяться за ум» — основать солидное производство, которое обеспечило бы его осмысленную жизнь на многие годы. Имея личный опыт высококачественного литья и производства металлических колес со спицами, Соичиро пришел к выводу, что он ему и послужит. Так как экономика страны уже была милитаризована, то Хонда решил, что нужно стать поставщиком компонентов для какой-либо крупной фирмы, выполняющей военный заказ. Это решение было достойно уже не мальчика, но мужа. Только вот вопрос о том, что производить, оставался открытым. Однако Соичиро был не бедным и решил, что экспериментировать нужно в рамках новой солидной компании с громким именем. В 1937 году Хонда основал новую компанию со звучным именем — Tokai Seiki Heavy Industry. После раздумий, экспериментов и анализа «дефициток» различных предприятий, Соичиро решил, что его «Тяжёлая индустрия» будет заниматься производством поршневых колец, которые были нужны повсеместно. Естественно, изготовлением опытных образцов и отработкой технологий он занялся лично. Но как Соичиро не старался, опыт литейщика ему не помог. Бесчисленные эксперименты с закаливанием кольца не давали результатов: кольца выходили хрупкими, ломались и запарывали двигатель! Однако Хонда духом не падал — просил консультаций у многих солидных мастеров своего дела, но получал всегда один и тот же ответ: наша закалка стали — производственный секрет.
Автогонщик, герой и гуляка Сочиро Хонда имел главное свойство — в нужное время он принимал правильное решение. Вывод, который он сделал, был таков: «У меня не хватает образования!». И что же? А то, что Хонда не постеснялся в 32 года стать студентом Технологического института города Хамамацу. Учился заочно, но исправно посещал лекции и семинары лучших профессоров-металлургов Йошинобу Фуджи и Такаши Таширо. Соичиро был не простым студентом, он был энтузиастом-практиком и, получив крупицу знания о металле, сразу бежал к себе в лабораторию и отливал, точил и закаливал новые образцы. Проучившись в институте пару семестров, Хонда получил прочное поршневое кольцо только на основе собственных знаний! Как только появился продукт, великий практик Хонда бросил учебу в институте. Он уже знал, «куда бежать» — пока он учился и экспериментировал, цель была выбрана: он представил качественные образцы колец Кииширо Тойоде. Образцы оказались настолько хороши, что Тойота купила 40% предприятия Хонды и стала основным потребителем его продукции до самого конца войны. Для того чтобы наладить эффективное поточное производство поршневых колец, Соичиро Хонда сам разработал всю станко-инструментальную оснастку. Многое у него делалось автоматически, на комплексе управлялись всего несколько человек! Кроме Тойоты был найден и еще один мощный потребитель поршневых колец — авиастроительная фирма Nakajima Aircraft Company.
Как только «колечное» дело заработало «само по себе», неутомимый Хонда стал искать нового приложения своего изобретательского таланта. На этот раз он обратил свои взоры на развивавшуюся взрывными темпами авиационную промышленность. Началось все с той же, покупающей его кольца, Nakajima Aircraft Company. Вторая мировая война была уже у порога! Японские авианосцы ощетинивались истребителями, а деревянные пропеллеры самолетов мастера-«золотые руки» делали вручную. Один пропеллер изготавливался мастером по сложным лекалам несколько дней... Проанализировав процесс, сын кузнеца «пораскинул мозгами», да и сконструировал полностью автоматический станок, который вытачивал из дерева пропеллер самолета за несколько минут! За это дело Хонда получил многочисленные награды и благодарности милитаристского правительства Японии, а пресса запестрела его портретами с формулировками типа «герой национальной индустрии»!

Honda Civic • 1986

Что было задумано, все было воплощено в жизнь. Хонда оставался солидным поставщиком комплектующих для крупнейших военно-промышленных компаний несчастной Страны Восходящего Солнца до самого конца войны. А в 1945-м, как вы знаете, американцы разбомбили почти всю Японию. От многих корпораций камня на камне не осталось. Но от Tokai Seiki Heavy Industry остались кое-какие «рожки да ножки», хотя и последние были подпорчены тогда же страшным землетрясением.

ЙО-ХО-ХО И ЦИСТЕРНА СПИРТА

«Хамамацу»

В конце войны Соичиро Хонда заявил друзьям и родственникам, что «очень устал от жизни и ему нужно с годик отдохнуть». В 1945 году Tokai Seiki Heavy Industry была продана (остаточная доля Хонды) Тойоте за 450000 йен, что составляло тогда примерно 800000 долларов. Получив деньги от продажи фирмы, Соичиро в какой-то оптовой фирме, примерно за

10000 йен (около $17000), купил цистерну чистого медицинского спирта и установил ее у себя в комнате. По воспоминаниям современников великого, последний, в год своего «отдыха» занялся разработкой рецепта собственного виски, для чего смешивал со спиртом различные компоненты, употреблял внутрь, после чего садился на диван и долго играл на шакухачи — японской флейте с хриплым «фальцетом». Кроме этого, периодически в доме Хонды происходили и «массовые дегустации» «самопала» с широким привлечением друзей и знакомых. Рассказывая об этом периоде жизни Хонды, я хочу вас уберечь от «неверного понимания истории»: основоположник не спивался! Он продолжал быть великим механиком и рядом с цистерной спирта в полностью уничтоженной нищей стране!

Honda Civic • 2001

В течение 1945 года Хонда, «в порядке отдыха от активной жизни», отходя временами от цистерны спирта, построил своими руками мотовелосипед, поставив на обычный «велик» мотор от военного электрогенератора мощностью в 1 л.с. Заднее колесо приводилось в движение длинной эластичной ременной передачей, допускающей пробуксовку. Собственно, Хонда сделал уникальную фрикционную трансмиссию. Этот «мотопед» чрезвычайно развлекал друзей и знакомых Хонды — все с удовольствием на нем катались. Соичиро смекнул, что эта простая и дешевая штука должна иметь успех на рынке бедной и разграбленной страны. В октябре 1945 года Хонда основывает новую фирму Honda Technical Research Institute, что в переводе означает «Хондовский институт технических исследований». Хотя я точно не знаю, мне кажется, что такое название Соичиро выбрал «по приколу», а может, и под влиянием цистерны спирта. Как бы там ни было с названием, а фирма занялась весьма серьезным делом: на основе прототипа от генератора разработала свой двухтактный двигатель для велосипедов мощностью 1 л.с. и объемом 50 куб. см. С 1946 года производство моторных велосипедов было поставлено «Институтом» на поток. Моторные «велики» Хонды славились фантастической надежностью и в народе получили множество добродушных прозвищ. На самом деле, как мне кажется, опять же «по приколу», Хонда присвоил изделию заводское наименование «Тип A» (по некоторым источникам, так назывался двигатель, а не мотовелосипед). Известно, что именно так называлась первая модель Toyota. Успех на рынке стимулировал Хонду к поиску путей перспективного развития, и он стал создавать команду разработчиков — нужно было делать более мощные двигатели и переходить от велосипедов к мотоциклам. В 1947 году на собеседование к Хонде пришел выпускник Технологического института Хамамацу Кийоши Кавашима. Парень понравился основоположнику и был принят на работу. Вскоре этот молодой инженер модифицировал двигатель Type-A и получил мощность 1,2 л.с. Забегая вперед, скажем, что Кавашима стал главным двигателистом компании на долгие годы, верным другом и соратником Хонды, а после ухода последнего и президентом фирмы!

Honda Civic • 1972

За два года мотовелосипедов А было продано столько, что Хонда занял 60% рынка двухколесных транспортных средств в Японии. В сентябре 1948 г. Хонда получил приличный банковский кредит и перерегистрировал фирму с новым названием — Honda Motor Company, одновременно заложив строительство нового завода. Сам Соичиро в это время засел за проектирование уже не велосипеда, но настоящего мотоцикла, двигатель которого уже был в макетах Кавашимы. На этом, собственно, предыстория заканчивается — дальше начинается история ВЕЛИКОЙ фирмы HONDA MOTOR, которую мы с вами знаем с детства. И не было никакой бочки меда с ложкой дегтя: в основе всего лежала простая японская бочка медицинского спирта.

МЕЧТА СО ШВЕЙНОЙ ФАБРИКИ

В 1949 году под руководством Соичиро Хонда был создан первый мотоцикл Honda Dream («Мечта») c двигателем объемом 98 куб. см. Успех на рынке был уже обеспечен безупречной репутацией мотовелосипеда «Типа А». Двигатель нового мотоцикла разрабатывался под руководством молодого инженера Кийоши Кавашимы. Заботы по запуску новой машины в серию, организация маркетинга и рекламы так замотали Хонду, что он стал понимать: нужны другие менеджеры. Главное, что «напрягало» Соичиро — то, что самому, лично, нужно тратить драгоценное время на решение разных финансово-организационных вопросов, тогда как ему хотелось заниматься дальнейшей разработкой механической части мотоцикла. В то же время нельзя поручить важные дела кому попало. Эти терзания привели к тому, что Хонда начал искать напарника, который взял бы на себя все финансовые и маркетинговые вопросы. Хонда давал объявления, проводил собеседования. Природное чутье не подвело Соичиро и в этом сложном деле — не прошло и года, как такой человек был найден — им стал Такео Фуджисава. Разница в возрасте была небольшая — Фуджисава был всего на четыре года моложе Хонды, ему было 38, и между ними установились хорошие товарищеские отношения. В старости Хонда вспоминал те годы работы с Фуджисавой так: «Мы понимали друг друга сердцем». Фуджисава же вспоминал так: «Он был великим, главным человеком, поэтому мы — второстепенные лица, должны были построить этот театр так, чтобы в нем смог играть этот главный актер!». Уже одна эта фраза обнаруживает настоящий талант Такео-менеджера, которого, через короткое время, Соичиро стал считать своим близким другом и правой рукой.

Honda Civic shuttle • 1984

Первое, чем занялся Такео Фуджисава, было создание дилерской сети. Он создал традиционную иерархию продаж: дистрибьюторы-оптовики сверху, и дилеры, торгующие в розницу, снизу. В стране было всего 400 дилеров, занимающихся продажами мотоциклов всевозможных марок, но 55 000 розничных торговцев велосипедами. Чтобы нанести единый сокрушительный удар по рынку «двухколесников», Фуджисава «купил» всех велосипедных дилеров страны для продажи Dream! Рынок был захвачен! Затем он ввел в широкое употребление оптовые продажи дистрибьюторам по предоплате, аргументируя это так: «Раз машина пользуется повышенным спросом на рынке — раскошеливайтесь заранее! Все равно ничего не залежится».

Honda Civic • 1987

Продажи по предоплате позволили собрать капитал, который решено было вложить в оборудование нового завода для производства «Мечты». В 1950 году Хонда и Фуджисава купили швейную фабрику в Токио, которую переделали в завод по производству мотоциклов Dream на инвестиции, полученные от дистрибьюторской сети. Это уже был Бизнес с большой буквы! В этом же году было начато производство нового, более мощного, мотоцикла Dream Type D, а уже через год — в 1951 году — подготовлена радикально новая машина с 4-тактным двигателем, разработанным Кийоши Кавашимой — Dream Type E, развивавшая скорость до 70 км/ч.

Honda Civic TypeR • 2002

В 1952 году головной офис Honda Motor переместился в Токио, а в производство был запущен новый «мотовелик» Type-F с двигателем объемом 50 куб.см и мощностью 1,2 л.с. За два года (1952-53 гг.) Honda построила и запустила три новых мотоциклетных завода! Темпы развития были сумасшедшими. В эти же годы Такео Фуджисава занялся интенсивными реформами в сфере менеджмента на производстве, перенимая опыт «старшего брата» — Toyota. На всех «дзайбацу» Хонды была развита система приема и анализа рационализаторских предложений рабочих, что почти полностью копировало «кружки качества» у Toyota. В 1954 году было проведено акционирование компании, и акции Honda стали продаваться на токийской фондовой бирже. Успехи внутри страны позволили двум стратегам обратить свои взоры и за океан — с 1954 года успешный в Японии мотороллер (или как сейчас говорят, скутер) Juno K-Type начинает экспортироваться в США. В это время Хонда, заядлый энтузиаст, создает и спортивную команду компании. Команда гонщиков Honda, благодаря росту прибылей, участвует в солидных международных соревнованиях. Первыми били чемпионаты в Сан-Паулу в Бразилии и Isle of Man в Британии. На международных соревнованиях оглушительных побед поначалу не было, а вот на родине, приняв участие в престижной мотогонке «Motorcycle Endurance Road Race», Honda победила в двух классах — 350 и 500 куб. см. Технические решения, использованные в успешных спортивных машинах, сразу же были внедрены в новых моделях обычных «круизеров» Dream. Дальше такая практика стала постоянной — то, что было отработано в спорте, внедрялось в массовое производство. С 1955 года Хонда стала считаться официальным лидером по продажам мотоциклов в Японии, а с 1959 — абсолютным лидером во всем мире. Для восхождения от «мотовелика» Типа A до мирового Олимпа мотоциклостроения Хонде потребовалось ровно 10 лет!

ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ!

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Собственно, главным итогом 60-х лет для Хонды стал выход компании на автомобильный рынок и прочное закрепление своих позиций на нем. Больше, на мой взгляд, в истории Honda Motor драматических и красочных эпизодов и нет. Дальше идет обыкновенное развитие обыкновенной СУПЕРКОРПОРАЦИИ — вплоть до наших дней. Завершая рассказ об этапах становления знаменитой фирмы, хочется перечислить основные достижения Honda, ставшие по-настоящему этапными.

В 1971 году Honda представила двигатель с камерой сгорания типа CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion — сгорание смеси, управляемое вихрем), первый двигатель в мире из соответствующих «Акту о чистом воздухе» 1975 года. Тогда еще не было «драконовских» норм Euro, но Honda была первой, а вихревая камера сгорания способствовала успеху на рынке. В семидесятые годы конструктив CVCC у Honda лицензировали около десятка автомобильных компаний, в том числе такие гиганты, как Chrysler и Ford.

В 1972 году Honda начала выпуск модели Civic с двигателем CVCC. С этого года Honda фактически становится одним из лидеров производства компактных моделей, оказывая очень суровую конкуренцию Volkswagen.

В 1973 году Соичиро Хонда вместе с Такео Фуджисавой уходят в отставку с постов президента и вице-президента компании. Президентом фирмы становится старый друг Хонды, знаменитый конструктор двигателей — Кийоши Кавашима! Именно тот Кавашима, который создал своими руками первый четырехтактный двигатель Honda. Как гласит легенда, объявив о своей отставке, Соичиро Хонда категорически запретил совету директоров компании когда-либо ставить на руководящий пост кого-либо из семьи Хонда! Он сказал, что руководитель должен всегда выбираться по его таланту, а не по принадлежности к фамилии. C тех пор в Honda больше не было директоров с этой фамилией, несмотря на то что у основателя есть дети и внуки. А еще легенда гласит о том, что много лет подряд старый Хонда продолжал садиться за руль каждого нового автомобиля своей фирмы и «выдавал пакет конструктивной критики».

В 1974 году Соичиро Хонда получил почетную докторскую степень в Мичиганском университете, который считается кузницей автомобильных кадров Детройта.

В 1975 году Civic занял первое место по экономичности в мире. Это были международные тесты, которые проводило Американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация энергетики США.

В 1976 году выпущена абсолютно новая модель — Accord, а общий выпуск Civic превзошел один миллион экземпляров!

В 1980 году Honda наконец-то вошла в тройку крупнейших японских автопроизводителей и заняла почетное место после Toyota и Nissan.

В 1981 году в производство запущена одна из самых знаменитых микролитражек в мире — Honda City.

В 1982 году на заводе в Огайо, США, началось производство автомобилей Honda Accord, продолжающееся по сей день.

В 1983 Honda, после 15-летнего перерыва, вернулась в «Формулу-1», причем с командой Honda стали работать такие знаменитые пилоты, как Алан Прост и Айртон Сенна. Затем Honda в течение шести лет лидировала в чемпионатах мира. В этом же году президент Кавашима ушел в отставку и президентом стал Тадаши Куме — тоже двигателист, ранее работавший в отделе Кавашимы. Куме — легендарный человек, лично создавший многие моторы Honda, оставался на посту президента до 1990 года.

В 1985 году были анонсированы сразу три новых модели: Life, Integra и Legend. Последний был первым «большим седаном» от Honda.

В 1986 году «управленцы» Honda начали разработку системы 4WS — управления всеми четырьмя колесами. В 1987 году система была готова и началась её установка на автомобили Prelude, которые отличались феноменальной управляемостью на дорогах.

В 1988 году в Японию начали импортировать собранные на заводах в США спортивный автомобиль Honda Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring — в Honda началось «международное разделение труда».

В 1990 году Accord стал самой продаваемой моделью в США. В этом же году фирмой были представлены системы VTEC и TCS. VTEC — знаменитая система изменяемых фаз газораспределения, в которой электронная система управляет высотой подъема и временем открытия клапанов. TCS — это система, управляющая перераспределением крутящего момента, передаваемого трансмиссией к колесам.

В 1991 году ВЕЛИКИЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК HONDA MOTOR Соичиро Хонда умер в возрасте 85 лет, оставив супругу Сачи, сына и двух дочерей.

Вот, собственно, каковы основные вехи истории великой фирмы, прожитые вместе с Соичиро Хонда. А последние 15 лет вы и без нас знаете: все достижения Honda за эти годы есть и в Иркутске! И мы любим Honda! Не зря старик Соичиро когда-то говорил своим инженерам: «Создайте автомобиль, похожий на мотоцикл, автомобиль, в котором водитель своим телом чувствует движение, повороты и остановку».

Кийоши Кавашима

В 1960 году по инициативе Соичиро Хонда был создан центр исследований и разработок — компания Honda R&D Co. Ltd. Как вы думаете, чем стали заниматься «хондовцы» под этой крышей? Догадались с трех раз? Правильно! Главной задачей конструкторов Honda была разработка автомобиля. Соичиро не мог стоять на месте, ведь мотоциклетное дело было уже раскручено на всю катушку и жило как бы собственной жизнью. Работами по опытному автомобилю руководил молодой инженер Йошио Накамура. Во время войны Накамура был инженером авиационного завода, благодаря чему в автомобильной и мотоциклетной отраслях его творческий «глаз» не был «замылен». Первый «блин» назывался почти как боевой истребитель — X190 и, естественно, был комом: это была маленькая машинка типа «родстер» с брезентовым верхом и мотоциклетным, в своей основе, моторчиком в 360 «кубиков», который адаптировал молодой моторист Тадаши Куме. Передние колеса приводились от двигателя, расположенного спереди, алюминиевой цепью. В ходе испытаний не удалось получить благоприятную развесовку конструкции — машинка «козлила» по причине тяжелого передка и легкой задней части. Накамура забраковал конструктив и пришел к выводу, что для маленькой машинки мотор спереди — это не лучший вариант. Следующий конструктив разрабатывался уже с центральным расположением двигателя (так называемая «среднемоторная» компоновка).

Набухико Кавамото

В это самое время — на заре 60-х, Такео Фуджисава вел компанию по пути потрясающих маркетинговых побед, а Хонда продолжал плодить новые идеи относительно устройства мотоцикла. В 1961 году объем продаж мотоциклов Honda достиг 100000 в месяц — впервые в этой отрасли на всем Земном шаре. Годовой объем производства перевалил за миллион. Просто огромные прибыли Хонда направляет на строительство новых заводов в других странах мира, открываются многочисленные филиалы. В 1962 году Соичиро Хонда создает завод по выпуску собственного производственного оборудования и станков — модельный ряд Хонда менял так быстро, что с покупной оснасткой угнаться становилось все трудней. Нужно было повысить эффективность производственной базы. Этот завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co., Ltd.

Тадаши Куме

К концу 1962 года конструкторы Йошио Накамуры закончили отладку нового автомобиля — пикапа со средним расположением двигателя. Все такой же, 360-кубовый движок располагался уже под сиденьем — ровно посредине машины, а сзади был лёгкий грузовой кузов. На следующий год пикап был поставлен на конвейер под названием T360. В первый год выпуска — 1963 — было продано более 25000 штук. Это был успех и начало «выступлений» Honda на автомобильном рынке! Примечательно то, что министерство промышленности и торговли Японии запретило Хонде открывать его производство. Чиновники указывали на то, что стране не нужен еще один производитель автомобилей. Мол, их у нас и так много. Но Соичиро в очередной раз проявил натуру бунтаря-героя и проигнорировал этот запрет! А жизнь подтвердила его правоту — рынок стал потреблять пикапы в огромных количествах. Окрыленные успехом, хондовцы заложили создание спортивной машины — давней мечты Соичиро. В новой машине использовались технические решения от X190, пикапа T360 и спортивных мотоциклов Хонды. К концу 1963 года машина была готова и получила название S500. Даже по современным меркам она имела интересные технические особенности, например, два верхних распределительных вала! Полулитровый мотор развивал 44 л.с. и крутился до 10000 оборотов! Машина весом чуть больше 700 кг разгонялась до 130 км/ч всего за несколько секунд. Для маркетинга «Эски» сам Соичиро Хонда ездил в Европу и устраивал «показательные выступления», причем с участием гения всех времен и народов, ставшего его другом, самого Фердинанда Порше! А что такое знаменитая Honda S2000 наших дней? Это правнучка той самой «Эски».

НАЧАЛО И ПЛАМЕННЫЙ ЗАКАТ «КОНЮШНИ»

Хироюки Йошин

В 1964 году Honda впервые заявила о своих планах участия в гонках «Формулы-1». То была инициатива Соичиро Хонды. Команда приняла участие в гонках класса до 1500 куб. см в Германии, для чего специально был построен автомобиль RA-271. Но своего опыта было еще мало, и Honda плелась в хвосте F1. После оглушительного провала Соичиро Хонда обрушился на всех ответственных с бранью, устрашающе потрясая в руке гаечным ключом! А затем целый год продолжалась разработка нового автомобиля — RA-272. Для создания нового «болида» Хонда привлек очень дорогих европейских консультантов, в результате — машина получилась. В 1965 году команда выиграла Гран-при Мехико. Следующий год больших успехов в гонках не принес, зато на рынок был выпущен микролитражный автомобильчик «для народа» — N360, побивший все рекорды популярности в Японии! В дилерских компаниях образовались очереди — спрос опережал предложение. Однако сам Соичиро полностью ударился в гонки! Работая над неудачами F1, Хонда заказал шасси нового «болида» в английской компании Lola. Новая машина называлась RA-300, на ней англичанин Джон Сёртиз победил в знаменитой Монце в Италии. Команда Хонды заняла пятое место в чемпионате мира. Это был приличный результат и Соичиро Хонда занялся разработкой новых машин. Первая из них — RA-301 не оправдала надежд мастера, и он решил следующую радикально обновить — с двигателем воздушного охлаждения. Однако такое решение дорого стоило основоположнику. На соревнованиях 1968 года молодой французский гонщик Жо Шлессер, выступая на автомобиле Honda RA-302, в одном из поворотов ударился о бортик, машина перевернулась и вылетела с трассы. Так как баки были полными — болид вспыхнул, и молодой француз сгорел заживо. Экспертиза пришла к выводу, что виной случившемуся — двигатель воздушного охлаждения, так как бензин вспыхнул, попав на раскаленную «рубашку». Соичиро понял, что причиной страшной смерти молодого человека явилось его техническое решение. Старик тяжко переживал трагедию и на какое-то время даже вернулся к давно забытой цистерне спирта. В результате было принято историческое решение «генерала» о роспуске «конюшни» навсегда. История повторилась — когда-то Соичиро уже «завязывал» с гонками.

Тимофей МИТИН

Автомаркет+Спорт № 46

38a.ru

История автомобиля Honda | Купить-продать автомобиль. Автосалоны России Москвы Санкт-Петербурга, Европы, Мира...

Honda — компания, основанная в 1946 году японским инженером, изобретателем и автогонщиком Соитиро Хонда (Soichiro Honda), родившимся в 1906 году. Компания в её нынешнем виде и со всей своей более чем 50-летней историей существует благодаря его дерзкому, изобретательному и нестандартному образу мышления и поведения. Родившийся в бедной семье Хонда, не закончив школу, уже в 16 лет поступил учеником в авторемонтную мастерскую в Токио.

Ранняя привязанность к автотранспорту была обусловлена профессией его отца — кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов и привившего сыну навыки решения технических проблем. В 1928 году, накопив достаточно денег, он вернулся в родной город в провинции Хамаматсу и открыл там первую ремонтную мастерскую. В этом же году он получил первый из сотен своих последующих патентов — за идею заменить в колесе деревянные спицы на металлические.

Изобретения Хонды в будущем принесли ему славу человека, способного находить простые решения для сложных проблем. В 1938 году он изобрёл поршневое кольцо; производством колец и занималась основанная им в 1937 году компания Tokai Seiki Heavy Industry.

Такэо Фудзисава считается вторым отцом-основателем Honda.

В 1945 году, после того, как его фабрика серьёзно пострадала во время войны и землетрясения, Хонда продаёт Tokai Seiki компании Toyota за 450 тысяч йен. Однажды приделав мотор к своему велосипеду и создав таким образом мопед, а потом собрав ещё с десяток таких мопедов для своих друзей, Хонда решает всерьёз заняться производством подобных машин.

В 1946 году он основал компанию под названием «Институт технических исследований Хонда» (Honda Technical Research Institute), а в 1947 году началось производство первого продукта компании — 2-тактного двигателя A-type объёмом 50 куб. см. Через год, в 1948-м, компания была перерегистрирована, названа в соответствии с духом времени — Honda Motor Company — и приступила к разработке и производству мотоциклов. Первый мотоцикл компании, получивший название Dream («мечта») и оснащённый двигателем объёмом 98 куб.см, был выпущен в 1949 году.

Тогда же в компанию пришёл работать Такэо Фудзисава — человек, по праву считающийся вторым отцом-основателем компании. Между ним и Хондой существовало разделение обязанностей — Хонда занимался технологиями производства, Фуджисава — корпоративным управлением и продажами.

Honda Dream Type D - первый опыт Honda в строительстве мотоциклов.

В 1950 году открылся филиал компании в Токио; там же была куплена швейная фабрика и переделана в завод по выпуску мотоциклов, где началось производство мотоцикла Dream Type D, который в 1951 году был заменён на Dream Type E — новую разработку, развивавшую максимальную скорость в 70 км/ч.

В 1952 году головной офис Honda переместился в Токио, в провинции Сайтама открылся завод Shirako, появился новый двигатель Cub Type F объёмом 50 куб.см и мощностью 1,2 л.с.

1953 год — открылись ещё два завода, организовался профсоюз, и была введена система принятия предложений рабочих, началось производство Benly J-type. В следующем, 1954 году акции Honda Motor начинают продаваться на токийской бирже, стартует продажа скутера Juno K-type и его экспорт в США, и благодаря технологическому прорыву Honda получает возможность участвовать в мотоспорте — её команда принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании. Соитиро Хонда едет с ознакомительным визитом на Isle of Man и знакомится с европейской автомобильной промышленностью.

В 1955 году компания стала лидером по выпуску мотоциклов в Японии, уничтожив огромное количество конкурентов; Honda приняла участие в первой японской гонке Motorcycle Endurance Road Race и выиграла в классах 350 и 500 куб.см, получив к тому же приз за конструкцию. Были выпущены новые модели — Benly JB, Dream SA, Dream SB-type. В 1956 году были разработаны корпоративные принципы, которых компания придерживается до сих пор. Открылся сервисный отдел, и была введена в действие годовая гарантия на продукцию. В 1957 на заводе Shirako открылся центр исследований и разработок, акции Honda Motor попали в первую часть списка на токийской бирже. Команда Honda заняла первое место в гонке гонке Mt. Asama Race в классе 350 куб. см.

Дальнейшие победы Honda в гонках мотоциклов так многочисленны, что их не имеет смысла перечислять. В 1958 году вышла модель Super Cub, а в 1959 Honda по производству мотоциклов стала крупнейшей компанией в мире. Кроме этого, в 1959 году была учреждена компания American Honda Motor в США.

Одна из массовых моделей — Honda Super Club.

В 1960 году центр исследований и разработок выделяется в отдельную компанию — Honda R & D Co., Ltd., а в 1961-м объём продаж мотоциклов Honda достигает 100000 в месяц — впервые в этой отрасли. Начинается производство мотоциклов в Тайване, и открывается представительство в Германии — Honda Deutschland GmbH. В 1962 году Honda создала завод по выпуску собственного производственного оборудования; для этой компании создание собственного оборудования имеет принципиальное значение. Этот завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co., Ltd.

Тогда же открылось представительство в Бельгии — для сборки и продажи мотоциклов в Европе; был построен спортивный комплекс Suzuka Circuit; была запущена рекламная кампания под слоганом «Лучшие люди ездят на Хонде» («You Meet the Nicest People on a Honda»). Эта кампания стоила 5 млн. долларов, она способствовала популяризации мотоцикла и созданию его нового имиджа — «весёлого семейного средства передвижения для среднего класса». Укрепив таким образом свои позиции на рынке мотоциклов, Honda вступила на рынок автомобилей, представив в 1963 году свой первый автомобиль — небольшую спортивную модель S500.

Honda S500 — первый и сразу спортивный автомобиль.

При этом Соитиро Хонда в очередной раз проявил свой знаменитый бунтарский характер, проигнорировав заявления японского министерства международной торговли и промышленности о том, что Японии не нужен ещё один автопроизводитель. Кроме S500, Honda выпустила ещё и лёгкий грузовик T360.

Лёгкий грузовичок T-360 — по сути, второй автомобиль от Honda.

1965 год. Мексика. «Хондовский» болид Формулы 1 пересекает финишную черту и завоевывает первую победу в самой престижной гоночной серии.

На заводе Honda Benelux N. V. в Бельгии начинается производство мотоциклов. В 1964 году Honda впервые заявила о своих планах об участии в гонках Formula 1; её команда выступила в классе 1500 куб.см на гонках в Германии в том же году. Открывается система сервисных заводов (S.F.), и по всей Японии начинается их строительство. Тогда же открылось представительство во Франции (Honda France S. A.), а S500 победил на 600-километровых гонках в Нюрбургринге. В провинции Сайтама открывается завод Sayama, рассчитанный на массовое автомобильное производство. Следующий, 1965 год, стал годом первой победы Honda в Формуле-1 — в Мехико, в классе 1500 куб.см Honda выигрывает Гран-При.

В Лондоне открывается британское представительство Honda; начинает экспортироваться новая модель — S600, которая, как и S500, выигрывает гонку в Нюрбургринге; появляется самый компактный и мощный генератор в мире — Honda E300.

Honda N360 обладала маленькими размерами, что являлось преимуществом на узких улицах японских городов.

В 1966 году дебютировала новая модель — компактный N360, начались продажи и экспорт модели S800, а также был установлен мировой рекорд — Honda 11 раз подряд одержала победу в Формуле-2. В 1967 году Honda одержала ещё одну победу в Формуле-1 — в классе 3000 куб.см на Гран-При Италии.

1968 год стал в некотором роде юбилейным — в США был выпущен миллионный мотоцикл Honda; во французском Гран-При Формулы-1 Honda заняла второе место; был подписан контракт, с помощью которого Honda намеревалась внедриться в мотоциклетный рынок Испании и Мексики.

В 1969 году открываются представительства в Канаде и Австралии, в США начинается выпуск мотоцикла Dream CB-750 Four, а в следующем году открылись центр развития безопасности движения и центр по принятию мер против загрязнения. Кроме этого, была учреждена компания Honda Engineering Co., и начался экспорт автомобилей в Италию.

S800 — первая экспортируемая модель Honda.

В 1971 году Honda представила двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion), первый из соответствующих Акту о чистом воздухе 1975 года, а также начала продажу легкового автомобиля Life с водяным охлаждением двигателя. Открылось представительство в Бразилии, и началось производство мотоциклов в Мексике. Но годом прихода настоящей славы Honda считают 1972-й — год выпуска модели Civic.

Вот он — первенец легендарной серии, носящей славное имя Civic. Появившись на свет в 1972 году, он моментально приносит компании Honda славу и признание.

С этого времени Honda начала завоёвывать признание как производитель компактных недорогих качественных автомобилей. В 1973 году Соитиро Хонда формально ушёл в отставку с поста президента компании (также ушёл в отставку и Такэо Фудзисава), но даже после этого он стремился лично испытывать каждую новую модель. Хонда и Фуджисава становятся верховными советниками, а президентом компании стал Кийоси Кавасима. Начинается продажа Civic с двигателем CVCC.

Технология CVCC передаётся Isuzu Motors и Chrysler Corporation, согласно подписанному с Honda Motor контракту. Также подписывается лицензионное соглашение с Ford Motor по поводу этой же технологии. В комплексе Suzuka Circuit проводится первый национальный фестиваль мотоциклов. В 1974 году, когда на Японию обрушился нефтяной кризис, и автопроизводители решили сократить объёмы производства, Хонда поступил совершенно наоборот — удвоил производство и снизил цены.

Он оказался прав — в отличие от, например, Toyota и Nissan, которые получили 40-процентное снижение продаж, Honda увеличила продажи на 76 процентов. Соитиро Хонда в том же 1974 году получил почётную докторскую степень в Мичигане.

После продажи миллиона Civic следующей ступенью в развитии компании становится выпуск Honda Accord. Недорогой и надёжный автомобиль.

В 1975 году запускается «Honda Credit System» — система продажи в кредит; в 1976 выходит новая модель — Accord, а общий выпуск Civic превзошёл миллион экземпляров. Civic в 1975 году занял первое место в тестах на экономичность, которые проводили американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральное управление энергетики. Для развития общественной деятельности был основан Фонд Хонда (Honda Foundation). В 1978 году дебютировала модель Prelude, в 1979 — открылся испытательный полигон Точиги, а в 1980 году Honda вошла в тройку крупнейших японских автопроизводителей.

Купе с намёком на спортивность — Honda Prelude.

Построенный на базе Civic пятиместный седан Honda Ballade являлся одной из многочисленных новинок начала 80-х.

В производство запускались новые и новые модели: в 1980 году — Ballade, в 1981 — Vigor и City. В 1981 году количество единиц выпущенной силовой продукции достигло 5-миллионной отметки, а акции Honda начали котироваться на лондонской бирже.

В 1982 году на заводе в Огайо, США, началось производство автомобилей Accord. Мотоцикл Honda XL500R побеждает в том же году на ралли Париж-Дакар, а через год Honda возвращается в Формулу-1 — после 15-летнего перерыва.

В этот период болидами Honda управляли такие знаменитые пилоты, как Алан Прост и Айртон Сенна; компания шесть лет подряд лидировала в конструкторском и водительском чемпионатах. Тогда же, в 1983 году, была представлена модель Ballade Sports CRX, Honda подписала соглашение с Austin Rover Group о совместных разработках, президент Кавасима ушёл в отставку, и президентом стал Тадаси Куме.

Honda Ballade Sport CRX — очень лёгкий и очень шустрый автомобиль.

В 1985 году были впервые показаны такие модели, как Life, Integra и Legend. В то же время развивалось и направление силовой продукции — общее количество её единиц достигло 10 миллионов.

Флагман компании Honda. Относительно большой седан — Honda Legend.

Продолжалось и развитие международной сети. В 1986 году началась разработка системы 4WS (4-колёсного управления), в Канаде началось производство Accord, Honda заняла три первых места в ралли Париж-Дакар.

Система 4WS уже в 1987 году начала устанавливаться на автомобили Prelude, Honda стала самой быстрорастущей компанией в мире и объявила о разработке системы подушек безопасности (SRS). Был произведён 5-миллионный Civic. В 1988 году в Японию начали импортировать собранные в США Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring; в составленном журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин три первые позиции заняли CRX, Civic и Prelude.

Журнал Car and Driver назвал Accord одной из 10 самых популярных машин в США. Появилась модель Concerto. Десятилетие 1980-х завершилось примечательным событием — Соитиро Хонда стал первым азиатом, отмеченным в Зале автомобильной славы в США. В это же время Accord стал самой продаваемой моделью в США, были представлены системы VTEC и TCS.

Второе поколение Civic не только сохранило доверие клиентов, но и привлекло новых поклонников.

Десятилетие же 1990-х началось с дебюта модели NSX, оснащённой последними техническими новинками — прямого вызова спортивным автомобилям Ferrari, уверенно закрепившего Honda на рынке машин класса gran turismo. NSX сразу же начала продаваться в США. В то же время Honda продвигалась в направлении экологичных разработок — её автомобиль на солнечных батареях под названием Dream занял второе место в гонке World Solar Challenge.

Технически совершенный Honda NSX составил конкуренцию известным итальянским и немецким спортивным автомобилям. Лишь недавно был снят с конвейера по причине высокой стоимости производства.

Количество выпускаемых в месяц мотоциклов в 1990 году достигало 3 миллионов. В 1991 году создатель компании Соитиро Хонда умер. Компания же продолжала своё развитие — в 1992 году вышла новая модель — CR-X Del Sol, Civic отметил свою 20-ю годовщину, и числом 20 миллионов были отмечены сразу выпуск мотоцикла Super Cub, общий объём выпуска автомобилей в Японии и выпуск силовой продукции.

Honda CRX Del Sol построен на базе Civic, но помещал лишь двоих, зато имел возможность демонтировать крышу.

В 1993 году Honda снова ушла из Формулы-1; автомобиль Dream на солнечных батареях побеждает в гонке World Solar Challenge; в комплексе Suzuka Circuit открывается Коллекционный зал. В 1996 году выходят такие модели, как Logo и Stepwagon, презентуется система ATTS (автоматическая система распределения крутящего момента), а также анонсируется прототип человекоподобного робота.

Маленький Honda Logo очень популярен в Японии, где с каждым годом на улицах всё больше и больше транспорта.

В дальнейшем Honda всё больше и больше продвигается в области экологически чистого автомобилестроения — выпускаются автомобили, работающие на газе и электричестве, улучшаются характеристики двигателей, позволяющие снижать количество вредных веществ в выхлопных газах. Так, например, в 1996 году выходит Honda EV PLUS — электромобиль, который уже в 1997 году начинает сдаваться в аренду, разрабатываются гибридные автомобили с системой IMA, выпускаются двигатели ZLEV с нулевым уровнем выбросов.

Быстрый и агрессивный Honda S2000 выпущен в 1998 году, в год пятидесятилетия компании.

В то же время совокупное производство мотоциклов в 1997 году достигает 100 миллионов. 1998 год — 50-летний юбилей компании; разрабатывается новая система газораспределения — Hyper VTEC; выпускаются модели S2000 и HR-V. Honda снова, в третий раз объявляет о планах об участии в Формуле-1 и в 1999 году начинает участвовать в гонках с командой BAR (British American Racing).

Третье пришествие Honda в Формулу 1 происходит в 1999 году. Но вплоть до 2005 года особых успехов не наблюдается.

В 2000 году Honda представила публике робота Asimo. Цель его создания — появление функционального помощника по дому в недалёком будущем. В 2001-м появилась новая модель — компактный автомобиль Fit; Accord ещё раз стал самой продаваемой машиной в США. В настоящее время Honda — динамично развивающаяся компания, выпускающая легковые автомобили и мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую продукцию. Технологические новшества, которые компания постоянно разрабатывает и вводит в строй, касаются не только автомобилей — это и навигационные системы, и строительство экологически чистых заводов, и исследования во многих других сферах, и участие в разных видах автомобильного спорта.

Honda HR-V — универсал с большим дорожным просветом и возможностью полного привода становится любимцем женщин.

Сейчас компания располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира, что позволяет ей ежегодно выпускать свою продукцию миллионами единиц. По производству мотоциклов Honda занимает первое место в мире и входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. При этом она остаётся одной из немногих независимых автомобильных компаний, отказавшихся от распространенной среди автопроизводителей идеи объединения в концерны. Honda обладает достаточным потенциалом для того, чтобы и в дальнейшем сохранять свои позиции в мировом мото- и автомобилестроении.

www.zdesauto.ru


Смотрите также