Пять лет без побед. Кто виноват в кризисе «Макларена» и что будет дальше? Спонсоры макларен хонда


«Макларен» станет партнёром «Хонды» с 2015 года

Японский концерн не стал слишком уж затягивать с официальным подтверждением собственных планов касательно Формулы-1. «Хонда» решила вернуться в чемпионат, о чём и объявила утром в четверг, 16 мая, по московскому времени. С 2015 года двигатели из Японии получит «Макларен», который станет главным партнёром «Хонды» (и, скорее всего, не будет платить за моторы). Не исключено, что появятся и клиентские команды. Давайте посмотрим, каковы главные плюсы сделки для обеих сторон и какие подводные камни могут их ожидать.

«МАКЛАРЕН»

— Статус «любимой» команды моториста

Когда в конце 2009 года концерн «Мерседес» принял решение выкупить «Браун», хорошими такие новости для «Макларена» быть никак не могли. Если прежде «Макларен» по сути являлся заводской командой и пользовался всеми соответствующими благами, то

«Макларен-Хонда» — сильный бренд, у всех стоят перед глазами победы Сенны и Проста за рулём красно-белых машин. Без сомнений, возобновление союза должно понравиться потенциальным спонсорам команды.

теперь становилось ясно, что «Мерседес» будет постепенно переключаться на собственный коллектив, да и при подготовке к новому техническому регламенту в первую очередь в Бриксуорте и Штутгарте будут ориентироваться на Брэкли, а не Уокинг.

Получение контракта с «Хондой» возвращает «Макларену» роль первой команды при заводе, позволяя сохранить тесный контакт с мотористом. Насколько полезна может быть такая работа, было хорошо показано, когда «Ред Булл» и «Рено» вместе создали выдувной диффузор.

— Очевидная финансовая выгода

По неофициальным данным, «Макларену» не придётся ничего платить за получение силовых установок, а это немалый бонус: как вы наверняка знаете, моторы-2014 будут стоить от 15 до 23 миллионов евро, причём в сезоне 2014 года «Макларен» будет платить за двигатели точно так же, как и другие команды-клиенты «Мерседеса». Так что с 2015-го пойдёт отличная экономия бюджета!

— Преимущество в глазах текущих и потенциальных спонсоров

«Макларен-Хонда» — сильный бренд, у всех стоят перед глазами победы Сенны и Проста за рулём красно-белых машин. Без сомнений, возобновление союза должно понравиться потенциальным спонсорам команды. К тому же благодаря «Хонде» эти спонсоры смогут захватить азиатский и другие рынки, где японцы хорошо представлены. К слову, посмотрим, какой станет ливрея MP4-30…

— Вероятная ненадёжность новой техники

Без минусов, очевидно, не обойтись. И уже сейчас можно предположить, что в преддверии сезона-2015 будут опасения, что новые двигатели «Хонды» окажутся не так надёжды, как три их конкурента, уже откатавшие боевой год и, вероятно, оставившие позади детские болезни. К тому же не

Не забывайте, что новый регламент — это не только турбокомпрессор, но и обновлённая система ERS вместо KERS. «Хонда» готовила систему рекуперации перед уходом из Ф-1, но в деле не пробовала.

забывайте, что новый регламент — это не только турбокомпрессор, но и обновлённая система ERS вместо KERS. «Хонда» готовила систему рекуперации перед уходом из Ф-1, но в деле не пробовала.

В связи с этим уже появились предположения, что для японцев было бы неплохо подготовить бета-вариант мотора уже к 2014 году и предложить его кому-нибудь из аутсайдеров по сдельной цене и под брендом «Мюген-Хонда», как в 90-е, – думаем, условная «Маруся» не отказалась от роли команды-испытательницы взамен на выгодный контракт. Другое дело, что пока мы ничего не знаем о том, насколько далеко зашли японские инженеры и вообще рассматривают ли они подобный вариант.

— Ревность со стороны «Мерседеса»

Представители «Макларена» уже заявили, что переход на «Хонду» не должен сказаться на отношениях с «Мерседесом» и помешать команде Уитмарша хорошо выступить в сезоне-2014. Но понятно, что немцам вряд ли нравится перспектива снабдить «Хонду» своими идеями. Знаете, нечто похожее сам «Макларен» проходил год назад, когда запретил Хэмилтону знакомиться с проектом машины 2013 года. Интересная ситуация!

В любом случае вряд ли можно назвать идеальной ситуацию, когда «Макларену» придётся две зимы подряд обходиться минимальной преемственностью — сначала из-за перехода на новый регламент, затем из-за замены двигателя. Впрочем, в Уокинге любят совершать не всегда успешные революции даже тогда, когда к этому никто не принуждает…

«ХОНДА»

— Сильный партнёр с первого же сезона

Японцев можно поздравить. Иногда автопроизводителям приходится прилагать немало усилий, чтобы переманить к себе или удержать топ-команду (например, «Ред Булл» чуть не убежал от «Рено»), а тут «Хонда» с ходу получает себе одного из лидеров пелотона, а значит, шанс на скорый успех. На сей раз в Японии не стали пытаться создать собственный заводской коллектив, благоразумно ограничившись ролью поставщика двигателей — это мудро, ведь прежний опыт «Хонды» ясно показывает, что совладать одновременно с моторами и шасси им не удаётся.

— Эксплуатация исторических успехов конца 80-х

Как и «Макларен», «Хонда» имеет все возможности, чтобы от души «попиариться» на эксплуатировании регулярных успехов 1988-1992 годов, когда тандем выиграл четыре чемпионских титула подряд (правда, напоследок проиграв «Уильямсу» и «Рено»). «Макларен-Хонда» — нечто святое для японских болельщиков, такой бренд наверняка найдёт намного больший отклик,

В Японии не стали пытаться создать собственный заводской коллектив, благоразумно ограничившись ролью поставщика двигателей — это мудро, ведь прежний опыт «Хонды» ясно показывает, что совладать одновременно с моторами и шасси им не удаётся.

чем непонятные идеи с экологической раскраской и «мечтами о Земле».

Кроме того, «Хонда» возвращается именно с турбомоторами — а именно они начали ковать славу дуэта «Макларен-Хонда» в легендарном 1988 году, а до того приносили успехи с «Уильямсом». В целом же новый технический регламент Формулы-1 начинает оправдывать себя: в «Хонде» пояснили, что именно акцент на экологичность подтолкнул их к решению пойти на новую попытку.

— Возможные проблемы с испытаниями двигателя и проигрыш соперникам в один год

Интересно будет посмотреть, какую испытательную программу запланирует «Хонда» перед дебютом. Нынешние мотористы ограничиваются стендами, но всё же получат шанс провести первые «дорожные» испытания чуть раньше обычного — в конце января 2014 года. Любопытно, не захочет ли «Хонда» создать хотя бы какой-то гибридный болид и, как «Пирелли», провести несколько полноценных тестовых сессий (правда, ваш автор не вполне уверен, что на сей счёт гласит регламент).

Как мы уже писали выше, в 2015 году против «Хонды» и её клиента(ов) будет играть тот факт, что у соперников уже будет годичный опыт использования новых турбомоторов. С другой стороны, при помощи «Мерседеса» японцы получат возможность со стороны узнать слабые места новых агрегатов и избежать повторения ошибок конкурентов, сразу разработав вариант, близкий к оптимальному. Как бы то ни было, приход нового моториста — исключительно благо для чемпионата. Последуют ли его примеру другие?

www.championat.com

«Макларен» проводит последнюю гонку с «Хондой» и надеется снова побеждать

Ровно пять лет назад Дженсон Баттон выиграл Гран-при Бразилии, финальный этап сезона-2012, и принёс «Макларену» 182-ю победу в Формуле-1 — с тех пор машины из Уокинга в «Больших призах» не побеждали. Что случилось с великой командой и какое будущее ждёт погрязший в кризисе «Макларен»?

Эхо побед

В 2012 году у «Макларена» была, возможно, самая быстрая машина в чемпионате — но точно не самая надёжная. Хэмилтон и Баттон выиграли семь гонок, но чемпионство завоевали Себастьян Феттель и «Ред Булл», а Уокинг в Кубке конструкторов уступил даже «Феррари». Но «Макларен» был топ-командой, и в 2013-м лидеры продолжали его опасаться. Теперь, впрочем, это была другая команда, с другим пилотом — Льюис Хэмилтон ушёл в «Мерседес», а также другой машиной: Мартин Уитмарш, несмотря на грядущий приход турбогибридов, решил построить новый болид — всего на один год, потому что к сезону-2014 всё равно переделывать. В Уокинге, утверждал Уитмарш, пришли к выводу, что побеждавшая MP4-27 исчерпала потенциал в 2012-м, и новая машина — единственный шанс бороться за титул в сезоне-2013.

План, увы, не сработал. Новая машина оказалась куда хуже прежней. На тестах она смотрелась неплохо, но вскоре выяснилось, что деталь подвески установлена неправильно — дорожный просвет слишком низок, машина не пройдёт техническую проверку. С правильно собранной подвеской болид был капризным и медленным. Серхио Перес, сменщик Хэмилтона, не смог влиться в команду и заметно уступал Дженсону Баттону — после первого же сезона Чеко потерял место в Уокинге. В Кубке конструкторов «Макларен» откатился на пятое место, чего не случалось почти десять лет — с 2004-го. В конце сезона — за год до окончания контракта — от команды ушёл титульный спонсор.

За последние пять лет «Макларен» набрал 434 очка — даже «Уильямс» и «Форс Индия» вот этот период выступали более результативно.

Это привело к тому, что в начале 2014 года на пост руководителя команды вернулся Рон Деннис, отправивший в отставку Уитмарша. Железный Рон вернулся на пороге колоссальных перемен — в 2015-м «Макларен» стал эксклюзивным партнёром «Хонды», а после экспериментов с Магнуссеном и Пересом за Уокинг снова выступали два чемпиона мира — Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо.

Вандорн: не завидовал тем, кто пробился в Формулу-1 быстрее меня

Пилот «Макларена» Стоффель Вандорн рассказал о долгом пути в Формулу-1, домашнем Гран-при Бельгии и нежелании участвовать в «Инди-500».

Последний провал Денниса

Быстрого японского ренессанса, на который надеялся Деннис, не случилось. За три года с «Хондой» «Макларен» ни разу не поднимался на подиум и ни разу не стартовал с первой линии стартового поля. Из-за постоянных проблем с мотором выступать в «Королевских гонках» надоело Дженсону Баттону, Фернандо Алонсо пригрозил уходом из команды, если «Макларен» продолжит работать с «Хондой». И это только то, что происходило на поверхности.

Провал «Хонды» фактически стоил места и Рону Деннису — на фоне постоянных разочарований акционеры собрались с духом и сняли руководителя. Вплоть до прошлого года болиды получали индекс MP4 — в честь Project 4, команды Рона Денниса, которая пришла в Уокинг и стала движущей силой «Макларена». Практически все победы Уокинга — дело рук Рона. Сейчас команда занимает девятую строчку Кубка конструкторов — так низко она находилась в 1980-м, когда Деннис и его Project 4 только появились в «Макларене».

Впрочем, справедливо и то, что Деннис сам отчасти виноват в сложившейся ситуации. Именно он настаивал на том, чтобы «Хонда» поставляла моторы только «Макларену», хотя японским инженерам было бы полезно иметь больше информации. Не помог Уокингу и железный характер Рона — метод сильной руки работал, когда «Макларен» был силён. В условиях, когда спонсоры и партнёры «Макларену» нужнее, чем он им, — порядки Денниса стали давать сбои.

Болид «Макларен» впервые победил в 1968 году — с тех пор самым долгим периодом без побед в Уокинге были три года. 2013-2017 годы стали для команды антирекордом.

После разрыва с «Хондой» «Макларен» оказался там же, где и был до неё — с клиентскими моторами от производителя, у которого есть собственная команда. Титульного спонсора у команды по-прежнему нет. Эти три года можно было бы просто вычеркнуть из истории, если бы постоянные поломки и прохлаждающийся на обочине Фернандо Алонсо не стали мемами. Проект с «Хондой» выглядел красиво и амбициозно, но он не сработал, и теперь «Макларен» вновь начинает практически с нуля.

6 худших моторов в истории Формулы-1

«Хонда», не расстраивайся: жуткий провал случился даже у «Порше».

Равнение на «Ред Булл»

В следующем году «Макларен» переходит на моторы «Рено». После очередной нервотрёпки с «Ред Булл» французы только рады приветствовать «Макларен» в своей обойме. После гонок на «Хунгароринге» и в Сингапуре в «Макларене» стали намекать, что обладают одним из лучших шасси в пелотоне, намекая, что все проблемы команды связаны с моторами. Накануне Гран-при Абу-Даби Фернандо Алонсо открыто заявил, что рад, что этот сезон наконец заканчивается.

При этом, новый руководитель команды Зак Браун от вопросов о титульном спонсоре отмахивается точно так же, как Эрик Булье и Рон Деннис до него — мол, будут результаты, появится и реклама. До недавних пор титульным спонсором «Макларена» фактически была «Хонда», поставлявшая моторы бесплатно и оплачивавшая услуги Фернандо Алонсо. Теперь Уокингу придётся платить из собственного кармана и за двукратного чемпиона мира, и за двигатели «Рено» — и это будут клиентские силовые установки, такие же как у «Торо Россо».

С французскими моторами «Макларен» рассчитывает бороться за подиумы уже в следующем году. Но удастся ли эти силовые установки интегрировать в шасси? У «Рено» в последнее время немало проблем с надёжностью — как отреагирует Алонсо, если двигатели продолжат ломаться? Сравнения с «Ред Булл» для «Макларена» выглядят неизбежными — и вряд ли Уокинг сразу же поедет на равных с Милтон-Кейнсом, изучившим французские моторы вдоль и поперёк.

Вариант с «Рено» — это явно временная мера, и в 2021 году в Формуле-1, возможно, появятся новые моторы и поставщики. Но именно ближайшие годы и результаты сотрудничества с французами могут стать для Уокинга определяющими. «Макларен» — великая команда, у неё 182 победы в Гран-при, её пилоты 12 раз становились чемпионами мира — только «Феррари» выигрывала чаще. Но в плане исторических достижений недалеко от «Макларена» находится «Уильямс» — тоже некогда легендарная команда, но теперь Гроув — крепкий середняк, не брезгующий рента-драйверами.

Уже пять лет подряд «Макларен» не удаётся пробиться в топ-3 Кубка конструкторов — это ещё один антирекорд Уокинга.

И «Уильямс» — это не самый плохой пример: можно вспомнить «Лотус» или «Брэбэм», славное прошлое которых их поздним управленцам не очень помогло. Предстоящие сезоны покажут, останутся ли эти пять лет неприятной кляксой в истории легендарной команды или началом заката легенды, не выдержавшей противостояния с лидерами новой эпохи — «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседесом».

Фаталити. «Макларен» может добить себя разрывом с «Хондой»

Фернандо Алонсо все равно будет недоволен двигателем, а команда потеряет деньги и возможности.

www.championat.com

«Макларен» и «Хонда» на грани развода. Что дальше? - Пит-стоп - Блоги

Есть ли шанс спасти альянс? 

Что происходит? 

После двух очень сложных сезонов от «Макларена» ждали прогресса – в эпоху нового регламента у команды появился отличный шанс наконец-то вернуться в группу лидеров, а вера в лучшее укреплялась обещаниями мотористов «Хонды» как следует доработать двигатель и наконец-то навязать конкуренцию лидерам в этой области – «Мерседесу» и «Феррари». 

Все межсезонье японцы слали бодрые рапорты со стендовых испытаний, источали оптимизм и намекали на прорыв. Но после двух тестовых сессий в Барселоне стало ясно – у «Хонды» снова получился негодный двигатель. Настолько, что «Макларен» по чистой скорости опередил лишь «Заубер» (с прошлогодним мотором), и при этом постоянно ломался: большую часть времени на испытаниях оранжевый болид простаивал в боксах в состоянии перманентного ремонта. 

Глава моторного подразделения «Хонды» Юсукэ Хасэгава заявил, что не знает причин проблем, но пообещал устранить неисправности к старту Гран-при Австралии. Однако когда из стана «Макларена» полетели многочисленные заявления о том, что проблема кроется не столько в надежности, сколько в эффективности силовой установки, всем стало ясно – это катастрофа. 

«С нынешними силовыми установками дело сводится не только к мощности – важную роль играют количество высвобождаемой и аккумулируемой энергии ERS, а также стратегия ее накопления», – рассказал спортивный директор команды Эрик Булье. – «В прошлом году все это для нас оказалось в новинку». 

Француз намекнул, что «Хонда» настолько сильно отстает от «Мерседеса», что на сокращение отставания уйдет невероятно много времени. После чего появились слухи о переговорах с немецкими мотористами и коллажи на тему возвращения к двигателям «трехлучевых». Через прессу «Хонде» дали понять: «Либо вы все исправляете, либо мы расстаемся». 

Наверное, главным страдальцем в этой ситуации оказался Фернандо Алонсо, который несколько лет назад покинул «Феррари» ради третьего чемпионского титула, но вот уже третий сезон подряд проведет в подвале пелотона. Контракт «Макларена» с испанцем истекает в конце нынешнего сезона, и если болид MCL32 не продемонстрирует скорость, Фернандо наверняка начнет активные поиски другой гоночной машины. 

Как могут развиваться события? 

«Хонда» уйдет по своей воле 

Давление на японцев велико уже не первый год, но теперь все по-другому. В предыдущие два года они все валили на систему жетонов, которая не позволяла вносить фундаментальные изменения в конструкцию двигателя. Сейчас это правило отменили, ожидался серьезный шаг вперед, но этого не произошло. «Макларен» давит на «Хонду», требуя результатов. Обе компании теряют деньги, страдает имидж. Не проще ли прекратить агонию? 

Потому что в «Хонде» так уже поступали перед сезоном-2009. Тогда команда, которую почти бесплатно забрал Росс Браун, выиграла Кубок конструкторов (перейдя, кстати, именно на «Мерседес») и сделала Дженсона Баттона чемпионом. Японцы не дождались совсем чуть-чуть отдачи от своих вложений и понесли колоссальные имиджевые убытки. Если такое повторится, репутация «Хонды» как одного из лучших автопроизводителей будет просто разрушена. Поэтому японцы будут продолжать, пока чего-то не добьются, либо пока не кончатся деньги. 

«Макларен» разорвет сотрудничество с «Хондой» 

Как мудро заметил Гэри Андерсон, не существует такого контракта, в котором не были бы прописаны условия досрочного расторжения. Да и японцев в Уокинг привели Рон Деннис с Мартином Уитмаршем, которых в команде больше нет. Новое руководство не так одержимо эксклюзивным сотрудничеством. 

По самому суровому и беспощадному сценарию, если они разорвут контракт сейчас, то в пелотоне остается два моториста со свободными клиентскими слотами и достаточным числом персонала для обслуживания еще одной команды — это «Феррари» и «Мерседес». «Рено» прямо сейчас еще одного клиента не потянет. 

Стоит ли серьезно рассматривать итальянцев? Команда «Макларен-Феррари» стала бы маркетинговой ядерной бомбой, но после длительного противостояния, длившегося не один сезон, это маловероятно. Остается только «Мерседес». Для немцев получить «Макларен» обратно в клиенты — тоже положительная имиджевая отдача. Правда, минимум два месяца будет потеряно на интеграцию нового двигателя в шасси, да и после этого, по оценкам Джеймса Аллена, «Макларен» выбьет не более сотни очков в Кубке конструкторов – этого мало. 

Намного логичнее было бы внимательно наблюдать за мотористами в сезоне-2017, а затем выбрать лучшего, принеся ему свои деньги и имя. В конце концов, если Аллен прав в своих оценках, то побороться за победу в главных номинациях уже все равно не выйдет. Так зачем тогда совершать опрометчивые поступки? 

Как скоро «Макларен» вернется на вершину в случае разрыва? 

На тестах, которых у англичан в этом году словно и не было, болид «Формулы-1» проходит в среднем 4000 км. Это где-то 800 кругов. Без испытаний всех узлов и агрегатов болида команда не сможет добиться успеха. 

Это значит, что если «Макларен» решится на разрыв прямо сейчас и потеряет два месяца на интеграцию нового двигателя в свои шасси, пять Гран-при окажутся потерянными. На тесты уйдут еще 4 уик-энда с практиками и квалификациями. Следовательно, в лучшем случае «Макларен» сможет вернуть себе конкурентоспособность только к Гран-при Венгрии. Вряд ли такое порадует Алонсо. 

Сотрудничество «Макларена» и «Хонды» не прекратится 

За последние три года «Макларен» не нашел большого числа спонсоров или потенциальных партнеров, а в случае расставания с японцами положение конюшни станет еще хуже. Давайте просто прикинем: по некоторым данным, неустойка за досрочное расторжение контракта может составить около 100 млн долларов. При этом «Макларен» теряет спонсорские выплаты в районе 60 млн долларов, компенсацию зарплат пилотов (еще где-то 20 млн) и бесплатные двигатели. Контракт с любым другим мотористом тоже будет стоить отнюдь не дешево. Вот и получается, что в случае разрыва контракта с «Хондой» ребята из Уокинга должны морально приготовиться к потере 200 млн долларов. А это колоссальные деньги даже для мира «Формулы-1» – на них можно целый год безбедно содержать целую команду. 

Вдвойне обиднее будет «Макларену», если такие расходы не вернут команду в число лидеров. И пусть Эрик Булье утверждает, что «с двигателем «Мерседес» они бы боролись за титул», никто не может гарантировать мгновенных побед. Переход на другую силовую установку — долгий и непростой процесс, который лучше не проводить в сжатые пару месяцев. 

А ведь проблема может быть и не в самом двигателе. У «Макларена» последние пару лет выходили не самые лучшие шасси, так что трудности вполне могла вызвать именно интеграция силовой установки в болид. Это объяснило бы, почему у японцев на стендах все хорошо, а на тестах — плохо. Как и замешательство Хасэгавы при попытках объяснить, откуда взялись неполадки. Тогда «Макларен» не спасет даже самый новый и продвинутый «Мерседес». Намного проще искать решение бок о бок с уже лояльной «Хондой», пусть и прибегая к давлению. Но иначе никак: надо же убедить Алонсо, что его здесь любят и ценят. Даже если для этого придется усложнять отношения со стратегическим партнером. 

Как спастись от провала? 

В этом сезоне — уже никак.

В остальном «Макларену» нужно занять стратегическую выжидательную позицию. Убедить Фернандо отказаться от переговоров с другими командами до последнего Гран-при в году, спрятать все переговоры с «Мерседесом» в глубочайший информационный подпол, запастись терпением самим — но не забывать пинать «Хонду» изо всех сил на предмет улучшений. Если будет наблюдаться очевидный прогресс — то появится повод удержать все действующие лица вокруг нынешнего альянса. Если лучше не станет — то стоит вытаскивать детали переговоров с «Мерседесом» на поверхность и ожесточенно ими бряцать. 

При этом нужно понимать, что смена моториста в таких обстоятельствах — очень серьезный шаг. К нему уокингцы прибегнут только в том случае, если станет ясно, что с «Хондой» они успеха не добьются. «Макларен» – уже давно не просто гоночная компания, а настоящий технологический концерн, и деньги на разрыв у них найдутся. Понятно, что никто не хочет тратить больше необходимого, но и терпеть бедствие, устроенное предыдущим руководством, Зак Браун, Эрик Булье и другие руководители не захотят.

Фото: REUTERS/Alan Baldwin; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Pablo Freuku/ZUMAPRESS.com, Urbanandsport/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst

by.tribuna.com

«Макларен» хочет отказаться от моторов «Хонда» в пользу двигателей «Рено»

Евгений Кустов

Фото: Reuters

Фернандо Алонсо все равно будет недоволен двигателем, а команда потеряет деньги и возможности.

9 сентября 2017, 16:45 Авто / Формула-1

Проведя три сезона с «Хондой», когда-то чемпионский «Макларен» отчаялся и намерен разорвать контракт с японцами. Команде настолько осточертели проблемы и слабый темп «Хонды», что британцы готовы променять заводской статус даже на клиентские двигатели «Рено». Но не делает ли «Макларен» большую глупость?

Булье: «Макларен» достиг всех целей, а «Хонда» во всём потерпела провал

На что меняем?

Три года прождал «Макларен» прогресса от «Хонды», не дождался и твёрдо решил сменить поставщика моторов. Одна проблема: обладатели двух лучших двигателей Формулы-1 «Мерседес» и «Феррари» категорически отказались поставлять свои моторы — зачем создавать конкурента собственной заводской команде? Ведь всё полагают, что с мощным мотором «Макларен» окажется где-то рядом с топами. Тот же Фернандо Алонсо в Бельгии предположил, что с иным двигателем они с Вандорном запрыгнули бы аж на первую линию.

Так что два лидера отпали, и остались только моторы «Рено». У французов тоже есть заводская команда, но есть и традиция делиться с другими сильными коллективами — так было в 1980-е с «Лотусом» и в 2010-е с «Ред Булл». Вот и сейчас французы не против помочь «Макларену» при должной денежной компенсации. В «Рено» резонно хотят двойной оплаты: сначала от «Торо Россо» за разрыв контракта (чтобы освободить слот «Макларену» и уйти к «Хонде»), затем от британцев (собственно за поставку моторов). Если при этом ещё и удастся по дешёвке забрать Сайнса, будет идеально. Мотивация «Рено» ясна, но так ли прав «Макларен»?

Фернандо Алонсо в Бельгии предположил, что с иным двигателем он и Вандорн запрыгнули бы аж на первую линию.
Чего ждать в 2018-м?

Сейчас двигатель «Рено» мощнее «Хонды» и меньше ломается, однако не сказать, что французский мотор находится совсем рядом с двумя лидерами. Болиды «Ред Булл», «Рено» и «Торо Россо» недостаточно быстры на прямых, вдобавок ко всему двигатели ненадёжны: регулярно возникают технические проблемы разной степени серьёзности, которые бьют по всем командам, а больнее всего — по Максу Ферстаппену. Глава «Рено» Сириль Абитебуль признал, что французы слишком сильно поменяли двигатель за зиму и просто не успели переваривать новинки с точки зрения надёжности.

Уроки извлечены, но где гарантия, что в 2018-м «Рено» сможет сочетать скорость обновлений и достаточную надёжность? На данный момент шансы на это ненамного выше, чем у «Хонды». За «Рено» говорит большее число клиентов и свежие чемпионские традиции, однако в турбо-эру французы чаще бесили партнёров из «Ред Булл», чем давали австрийцам повод для радости.

Уроки извлечены, но где гарантия, что в 2018-м «Рено» сможет сочетать скорость обновлений и достаточную надёжность?

С равной степенью вероятности видятся два варианта. Первый — «Рено» добивается заметного прогресса, «Макларен» борется за подиумы и даже победы — все, включая Алонсо, довольны. Второй — определённый прогресс есть, но «Мерседес» и «Феррари» по-прежнему заметно впереди, при этом двигатель иногда ломается. «Макларен» стабильно в очках, но мечтает максимум о подиумах, и Алонсо в какой-то время вновь начинает давать двигателю обидные прозвища.

«„Хонда“ обвиняет Алонсо, что он сдался». СМИ — о Гран-при Бельгии

Успех Льюиса — уверенная победа или сражение равных, почему ломается машина Ферстаппена, в какую команду уйти Алонсо? Отвечают западные СМИ.

Думаем глобально

Уходя от «Хонды», «Макларен» сильно бьёт по собственным перспективам. Ради демонстрации реакции на проблемы и сохранения Фернандо Алонсо команда добровольно отказывается от статуса заводской в пользу даже не самого сильного клиентского двигателя. Хорошо ещё, что у «Макларена» сильные акционеры, которые способны закрыть бюджет даже без «Хонды» и титульных спонсоров. Но глобально позиции команды становятся ещё более зыбкими — пример «Уильямса» не даст соврать.

Где искать потенциал для прыжка вверх? Новый автопроизводитель в партнёрах? Но таковой появится не раньше 2021 года. Потенциальным партнёрам явно не понравится история с антипиаром «Хонды», а также то, что «Макларен» сам выпускает автомобили. Собственный двигатель? Жутко дорогое удовольствие без гарантий успеха.

Короче говоря, «Хонда» мешает «Макларену» давать результат, но без неё команда может и успехи не вернуть, и яркое будущее потерять. И всё это на фоне вполне реального сценария, когда в 2019 году заводской командой «Хонды» станет… «Ред Булл». Ну а что? Если «Хонда» в 2018-м покажет серьёзный прогресс на «Торо Россо», никто не удивится, когда спустя год японский двигатель экспроприирует головная команда. Тогда получится, что «Макларен» взял и помог сопернику — фаталити в чистом виде!

«Хонда» мешает «Макларену» давать результат, но без неё команда может и успехи не вернуть, и яркое будущее потерять.

Может, потому и не торопятся в «Макларене» с финальным подтверждением разрыва?

www.championat.com

Грандиозные провалы в «Формуле-1» - Поворот не туда - Блоги

Когда команды теряли деньги и репутацию.

Ксерокс – герой шпионского скандала 2007 года

Десять лет назад «Формулу-1» сотрясла история, достойная фильмов о Джеймсе Бонде. «Феррари» разработала и установила на свой болид гибкое днище, которое противоречило «духу правил» гоночной серии, но прошло техническую проверку. «Макларен» после первой же гонки сезона (в которой победил пилот итальянцев Кими Райкконен) подал протест против новинки, но успеха не добился.

Спустя полгода выяснилось, что англичане пытались стащить инновацию: главный механик «Феррари» Найджел Степни передал инженеру «Макларена» Майку Кофлэну чертежи, описывавшие распределение веса в алом болиде. Причем вскрылась истина нелепейшим образом: жена Кофлэна оправилась сканировать 780-страничный документ «Феррари» в локальный копи-центр, а оператор, обслуживавший женщину, оказался фанатом итальянцев. Он осознал, что происходит, и оповестил офис Скудерии в Маранелло. Жан Тодт подал уже свой протест, «Макларен» наказали за шпионаж дисквалификацией из Кубка конструкторов и штрафом на 100 миллионов долларов, а чемпионский титул уплыл в руки Райкконена.

Уход «Хонды» в 2008 году и взлет «Брауна» в 2009-м

Главная спортивная сказка «Формулы-1» последнего десятилетия. Японская корпорация оказалась под ударом мирового финансового кризиса, не видела дальнейших перспектив в гонках, несмотря на увещевания главы команды Росса Брауна, и ушла из спорта, продав коллектив своему функционеру всего за доллар. Тот договорился о поставке двигателей «Мерседес», нашел способ интегрировать его в шасси, назвал команду своим именем и выиграл шесть стартовых гонок из семи силами Дженсона Баттона. Знаменитый двойной диффузор помог завоевать Кубок конструкторов и личный титул, а немецкий концерн, впечатленный перфомансом, выкупил команду и вернул в «Формулу-1» Михаэля Шумахера.

Вот только «Хонда», на чьи деньги и ковались победы, грустно наблюдала за триумфом «Брауна» со стороны. Этот случай японцам будут еще долго вспоминать.

«Заубер» и шесть подписанных пилотов в 2015-м

Швейцарская команда испытывала серьезные финансовые затруднения еще с 2014 года, а в мире частных конюшен «Формулы-1» проблемы принято решать приглашением рента-драйверов с пулом денежных спонсоров. Но «Заубер» даже немного перестарался: на контрактах боевых пилотов в начале 2015 года оказались Адриан Сутиль, Эстебан Гутьеррес, Гидо ван дер Гарде, Маркус Эрикссон и Фелипе Наср и даже Жюль Бьянки (предварительный договор подписали незадолго до злополучного Гран-при Японии).

Естественно, мест в кокпитах на всех не хватило, и в приоритете оказались Наср с Эрикссоном, у которых были наибольшие спонсорские возможности. Сутилю и ван дер Гарде это очень не понравилось, но если немец быстро утих и пропал с радаров «Формулы-1», то голландец подал в австралийский суд с требованием предоставить ему гоночную технику. Руководителю команды Монише Кальтенборн даже светило тюремное заключение за аферу, а имущество «Заубера» могли конфисковать за долги, но в итоге Гидо все-таки пошел на попятный. Размер компенсации пилоту составил 15 миллионов евро (почти 20% всего бюджета команды), но имиджевые и репутационные потери оказались намного больше. Ван дер Гарде в свою очередь больше не выступал в «Формуле-1».

Возвращение заводской «Альфа-Ромео» в 80-х

Итальянская компания выиграла два первых титула в истории «Ф-1» с Нино Фариной и Хуаном-Мануэлем Фанхио, затем потеряла господдержку и ушла из гонок, лишь периодически поставляя двигатели частных командам. На этом же основывалось возвращение «Альфа-Ромео» в качестве конструктора в 1979 году: интерес клиентов к итальянским моторам угас, и компания пыталась его возродить. Заводская поддержка помогла выстроить шасси и нанять хороших пилотов, но результат оказался намного хуже ожидаемого, ведь силовая установка по-прежнему оставалась тяжелой и недостаточно мощной. В итоге «Альфа-Ромео» ни разу не поднялась выше шестой позиции в Кубке конструкторов (а чаще всего и вовсе варились на 8-10 местах), штамповала бесчисленные сходы и лишь пять раз довезла своих гонщиков до подиума за шесть лет. Компания получила настолько мощный удар по имиджу, что закончила с «Формулой-1» в 1985 году, продав болиды частной «Оселла».

Два сезона спустя состоялась последняя попытка остаться в качестве моториста. «Альфа-Ромео» построила четырехцилиндровую силовую установку с турбокомпрессором и объемом в 1,5 литра, но она оказалась ужасно ненадежной и с трудом выдерживала даже пару кругов. Пилот «Лижье» Рене Арну на первых тестах сравнил двигатель с бомбой из мусора, после чего итальянцы разорвали контракт с французской командой и укатили в закат за три недели до старта сезона.

Богатая «Тойота» 00-х

Японская компания тщательно готовилась к дебюту в «Формуле-1» целых три сезона, с 1999 по 2002 годы. «Тойота» основала крутую базу в Кельне, переманила кучу высококлассных инженеров, подписала отличных пилотов и ежегодно вкачивала в команду самые большие бюджеты в паддоке (более 300 миллионов евро), но успех все не приходил. Просто японцы наткнулись на свою главную проблему в «Формуле-1» – недостаточно оперативный контакт между гоночной базой и островными головными офисами. Постоянные задержки при принятии стратегических решений тормозили прогресс, и в итоге «Тойота» добилась всего 13 подиумов и четвертого места в Кубке конструкторов. Проект решили свернуть в 2009 году, чтобы перестать сжигать впустую огромные деньги.

А суммы потратили в самом деле монструозные. Отличным примером стала база, куда инвестировали столько, что она до сих пор (спустя 17 лет!) считается одной из лучших в мире. После закрытия японской команды «Заубер» и «Феррари» обращались туда за помощью в производстве болидов, а «Форс-Индия» до сих пор использует кельнскую аэродинамическую трубу. Потому над результатами «Тойоты» и потешались все, кому не лень.

Спасительная «Ямаха» 1989 года

Осознав бесплотность попыток построения мотора самостоятельно, команда «Цакспид» обратилась к японской компании в 1988 году. Известный своими успехами в MotoGP производитель (7 мотоциклетных титулов к тому моменту) согласился поучаствовать в проекте «Формулы-1». Но при этом концерн не стал разрабатывать двигатель с нуля, а просто переделал под актуальный регламент силовую установку для японской «Супер-Формулы». Получилось ужасно: на тестах в Бразилии болид с «Ямахой» не смог проехать ни одного боевого круга и однажды взорвался спустя пять секунд холостого хода на пит-лейн. «Цакспид» раз за разом оказывался за бортом квалификации, не выходил на старт гонок, потерял титульного спонсора и покинул «Формулу-1» в конце 1989 года.

«Ямаха» еще сезон потратила на доработку своего агрегата и нашла клиентов в лице «Брэбэма». Болиды начали попадать на стартовую решетку и даже пару раз оказались в топ-10, но контракт продлевать снова не стали. После японцы снабжали еще «Джордан», «Тирелл» и «Эрроуз» и даже дважды поднялись на подиум, но отмыть репутацию так и не смогли — уже никто не воспринимал слова «Ямаха» и «Формула-1» в одном предложении адекватно. В 1997 году концерн решил сосредоточиться на мотоциклах и покончил с автогоночными мучениями.

Экономный «Субару» в 1990 году

В 1989-1990 годах на волне альянса «Хонды» и «Макларена» еще одна японская компания решила заявить о себе через «Формулу-1». Вот только в головном офисе «Субару» решили сэкономить на постройке силовой установки, отдав ее на аутсорс итальянской компании «Мотори Модерн», которая на тот момент не имела ни единого серьезного гоночного заказа в портфолио. Неудивительно, что двигатель вышел на 100 л.с. слабее конкурентов, да еще и с необычной посадкой и очень низким центром тяжести.

Тем не менее, вместо разрыва контракта с итальянцами и спасения репутации «Субару» задешево выкупил команду-аутсайдер «Колони» с машиной двухлетней давности. К старту сезона 1990 года, несмотря на всю заводскую поддержку, инженеры выкатили все тот же старый болид, лишь слегка подогнанный под экспериментальный мотор. Результат оказался вполне закономерным: пилот команды Бертран Гашо ни разу не прошел квалификацию, уступая конкурентам в среднем по 8-10 секунд на круге. Терпения японцев хватило лишь до Гран-при Франции, после которого сотрудничество было разорвано.

«Сделаем «Макларен-Хонду» великой снова» 2015 года

В конце 2014 года английская конюшня объявила о конце многолетнего сотрудничества с «Мерседесом»: у немцев появился доминирующий заводской коллектив, и шансы «Макларена» на титул стремились к нулю. Чтобы изменить статус кво, уокингцы подписали контракт с «Хондой», возобновив великий альянс из «золотой эры «Формулы-1», в рамках которого завоевали четыре Кубка конструкторов подряд (1988-1991 гг.). Со стартом ближайшего сезона Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо приступили к обкатке болидов с новым двигателем.

Но повторить славные результаты прошлого не получилось: «Макларен-Хонда» до сих пор так и не завоевала ни единого подиума. Японцы постоянно переделывали концепцию силовой установки, пытаясь одним махом решить все проблемы с производительностью, которые отбросили англичан в хвост пелотона. Едкие комментарии Фернандо Алонсо по радио об «успешном» альянсе растащили на мемы и футболки, моторы продолжали гореть и отказывать, спонсоры не желали поддерживать бедствующий тандем, и команда из Уокинга решила, что с них хватит. Перед Гран-при Сингапура стороны объявили о конце сотрудничества и новых партнерах: «Макларен» пойдет за главной чашкой автоспорта вместе с «Рено», оставив «Хонду» в объятьях «Торо Россо», убытков и репутационных потерь.

Фото: Gettyimages.ru/FIA World Motor Sport Council, Clive Mason, Mark Thompson; globallookpress.com/Keystone Pictures; Gettyimages.ru/Stuart Franklin, Pascal Rondeau (6,7), Steven Tee/McLaren-Honda

www.sports.ru

«Макларен» и «Хонда» на грани развода: что дальше - АвтоМото дайджест - Блоги

Есть ли шанс спасти альянс? 

Что происходит? 

После двух очень сложных сезонов от «Макларена» ждали прогресса – в эпоху нового регламента у команды появился отличный шанс наконец-то вернуться в группу лидеров, а вера в лучшее укреплялась обещаниями мотористов «Хонды» как следует доработать двигатель и наконец-то навязать конкуренцию лидерам в этой области – «Мерседесу» и «Феррари». 

Все межсезонье японцы слали бодрые рапорты со стендовых испытаний, источали оптимизм и намекали на прорыв. Но после двух тестовых сессий в Барселоне стало ясно – у «Хонды» снова получился негодный двигатель. Настолько, что «Макларен» по чистой скорости опередил лишь «Заубер» (с прошлогодним мотором), и при этом постоянно ломался: большую часть времени на испытаниях оранжевый болид простаивал в боксах в состоянии перманентного ремонта. 

Глава моторного подразделения «Хонды» Юсукэ Хасэгава заявил, что не знает причин проблем, но пообещал устранить неисправности к старту Гран-при Австралии. Однако когда из стана «Макларена» полетели многочисленные заявления о том, что проблема кроется не столько в надежности, сколько в эффективности силовой установки, всем стало ясно – это катастрофа. 

«С нынешними силовыми установками дело сводится не только к мощности – важную роль играют количество высвобождаемой и аккумулируемой энергии ERS, а также стратегия ее накопления», – рассказал спортивный директор команды Эрик Булье. – «В прошлом году все это для нас оказалось в новинку». 

Француз намекнул, что «Хонда» настолько сильно отстает от «Мерседеса», что на сокращение отставания уйдет невероятно много времени. После чего появились слухи о переговорах с немецкими мотористами и коллажи на тему возвращения к двигателям «трехлучевых». Через прессу «Хонде» дали понять: «Либо вы все исправляете, либо мы расстаемся». 

Наверное, главным страдальцем в этой ситуации оказался Фернандо Алонсо, который несколько лет назад покинул «Феррари» ради третьего чемпионского титула, но вот уже третий сезон подряд проведет в подвале пелотона. Контракт «Макларена» с испанцем истекает в конце нынешнего сезона, и если болид MCL32 не продемонстрирует скорость, Фернандо наверняка начнет активные поиски другой гоночной машины. 

Как могут развиваться события? 

«Хонда» уйдет по своей воле 

Давление на японцев велико уже не первый год, но теперь все по-другому. В предыдущие два года они все валили на систему жетонов, которая не позволяла вносить фундаментальные изменения в конструкцию двигателя. Сейчас это правило отменили, ожидался серьезный шаг вперед, но этого не произошло. «Макларен» давит на «Хонду», требуя результатов. Обе компании теряют деньги, страдает имидж. Не проще ли прекратить агонию? 

Потому что в «Хонде» так уже поступали перед сезоном-2009. Тогда команда, которую почти бесплатно забрал Росс Браун, выиграла Кубок конструкторов (перейдя, кстати, именно на «Мерседес») и сделала Дженсона Баттона чемпионом. Японцы не дождались совсем чуть-чуть отдачи от своих вложений и понесли колоссальные имиджевые убытки. Если такое повторится, репутация «Хонды» как одного из лучших автопроизводителей будет просто разрушена. Поэтому японцы будут продолжать, пока чего-то не добьются, либо пока не кончатся деньги. 

«Макларен» разорвет сотрудничество с «Хондой» 

Как мудро заметил Гэри Андерсон, не существует такого контракта, в котором не были бы прописаны условия досрочного расторжения. Да и японцев в Уокинг привели Рон Деннис с Мартином Уитмаршем, которых в команде больше нет. Новое руководство не так одержимо эксклюзивным сотрудничеством. 

По самому суровому и беспощадному сценарию, если они разорвут контракт сейчас, то в пелотоне остается два моториста со свободными клиентскими слотами и достаточным числом персонала для обслуживания еще одной команды — это «Феррари» и «Мерседес». «Рено» прямо сейчас еще одного клиента не потянет. 

Стоит ли серьезно рассматривать итальянцев? Команда «Макларен-Феррари» стала бы маркетинговой ядерной бомбой, но после длительного противостояния, длившегося не один сезон, это маловероятно. Остается только «Мерседес». Для немцев получить «Макларен» обратно в клиенты — тоже положительная имиджевая отдача. Правда, минимум два месяца будет потеряно на интеграцию нового двигателя в шасси, да и после этого, по оценкам Джеймса Аллена, «Макларен» выбьет не более сотни очков в Кубке конструкторов – этого мало. 

Намного логичнее было бы внимательно наблюдать за мотористами в сезоне-2017, а затем выбрать лучшего, принеся ему свои деньги и имя. В конце концов, если Аллен прав в своих оценках, то побороться за победу в главных номинациях уже все равно не выйдет. Так зачем тогда совершать опрометчивые поступки? 

Как скоро «Макларен» вернется на вершину в случае разрыва? 

На тестах, которых у англичан в этом году словно и не было, болид «Формулы-1» проходит в среднем 4000 км. Это где-то 800 кругов. Без испытаний всех узлов и агрегатов болида команда не сможет добиться успеха. 

Это значит, что если «Макларен» решится на разрыв прямо сейчас и потеряет два месяца на интеграцию нового двигателя в свои шасси, пять Гран-при окажутся потерянными. На тесты уйдут еще 4 уик-энда с практиками и квалификациями. Следовательно, в лучшем случае «Макларен» сможет вернуть себе конкурентоспособность только к Гран-при Венгрии. Вряд ли такое порадует Алонсо. 

Сотрудничество «Макларена» и «Хонды» не прекратится 

За последние три года «Макларен» не нашел большого числа спонсоров или потенциальных партнеров, а в случае расставания с японцами положение конюшни станет еще хуже. Давайте просто прикинем: по некоторым данным, неустойка за досрочное расторжение контракта может составить около 100 млн долларов. При этом «Макларен» теряет спонсорские выплаты в районе 60 млн долларов, компенсацию зарплат пилотов (еще где-то 20 млн) и бесплатные двигатели. Контракт с любым другим мотористом тоже будет стоить отнюдь не дешево. Вот и получается, что в случае разрыва контракта с «Хондой» ребята из Уокинга должны морально приготовиться к потере 200 млн долларов. А это колоссальные деньги даже для мира «Формулы-1» – на них можно целый год безбедно содержать целую команду. 

Вдвойне обиднее будет «Макларену», если такие расходы не вернут команду в число лидеров. И пусть Эрик Булье утверждает, что «с двигателем «Мерседес» они бы боролись за титул», никто не может гарантировать мгновенных побед. Переход на другую силовую установку — долгий и непростой процесс, который лучше не проводить в сжатые пару месяцев. 

А ведь проблема может быть и не в самом двигателе. У «Макларена» последние пару лет выходили не самые лучшие шасси, так что трудности вполне могла вызвать именно интеграция силовой установки в болид. Это объяснило бы, почему у японцев на стендах все хорошо, а на тестах — плохо. Как и замешательство Хасэгавы при попытках объяснить, откуда взялись неполадки. Тогда «Макларен» не спасет даже самый новый и продвинутый «Мерседес». Намного проще искать решение бок о бок с уже лояльной «Хондой», пусть и прибегая к давлению. Но иначе никак: надо же убедить Алонсо, что его здесь любят и ценят. Даже если для этого придется усложнять отношения со стратегическим партнером. 

Как спастись от провала? 

В этом сезоне — уже никак.

В остальном «Макларену» нужно занять стратегическую выжидательную позицию. Убедить Фернандо отказаться от переговоров с другими командами до последнего Гран-при в году, спрятать все переговоры с «Мерседесом» в глубочайший информационный подпол, запастись терпением самим — но не забывать пинать «Хонду» изо всех сил на предмет улучшений. Если будет наблюдаться очевидный прогресс — то появится повод удержать все действующие лица вокруг нынешнего альянса. Если лучше не станет — то стоит вытаскивать детали переговоров с «Мерседесом» на поверхность и ожесточенно ими бряцать. 

При этом нужно понимать, что смена моториста в таких обстоятельствах — очень серьезный шаг. К нему уокингцы прибегнут только в том случае, если станет ясно, что с «Хондой» они успеха не добьются. «Макларен» – уже давно не просто гоночная компания, а настоящий технологический концерн, и деньги на разрыв у них найдутся. Понятно, что никто не хочет тратить больше необходимого, но и терпеть бедствие, устроенное предыдущим руководством, Зак Браун, Эрик Булье и другие руководители не захотят.

7 вещей, которые могут испортить «Формулу-1»

Фото: REUTERS/Alan Baldwin; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Pablo Freuku/ZUMAPRESS.com, Urbanandsport/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst

ua.tribuna.com

«Макларен» проводит последнюю гонку с «Хондой» и надеется снова побеждать 

Ровно пять лет назад Дженсон Баттон выиграл Гран-при Бразилии, финальный этап сезона-2012, и принёс «Макларену» 182-ю победу в Формуле-1 — с тех пор машины из Уокинга в «Больших призах» не побеждали. Что случилось с великой командой и какое будущее ждёт погрязший в кризисе «Макларен»?

Эхо побед

В 2012 году у «Макларена» была, возможно, самая быстрая машина в чемпионате — но точно не самая надёжная. Хэмилтон и Баттон выиграли семь гонок, но чемпионат выиграли Себастьян Феттель и «Ред Булл», а Уокинг в Кубке конструкторов уступил даже «Феррари». Но «Макларен» был топ-командой, и в 2013-м лидеры продолжали его опасаться. Теперь, впрочем, это была другая команда, с другим пилотом — Льюис Хэмилтон ушёл в «Мерседес», а также другой машиной: Мартин Уитмарш, несмотря на грядущий приход турбогибридов, решил построить новый болид — всего на один год, потому что к 2014-м всё равно переделывать. В Уокинге, утверждал Уитмарш, пришли к выводу, что побеждавшая MP4-27 исчерпала потенциал в 2012-м, и новая машина — единственный шанс бороться за титул в сезоне-2013. План, увы, не сработал. Новая машина оказалась куда хуже прежней. На тестах она смотрелась неплохо, но вскоре выяснилось, что деталь подвески установлена неправильно — дорожный просвет слишком низок, машина не пройдёт техническую проверку. С правильно собранной подвеской болид был капризным и медленным. Серхио Перес, сменщик Хэмилтона, не смог влиться в команду и заметно уступал Дженсону Баттону — после первого же сезона Чеко потерял место в Уокинге. В Кубке конструкторов «Макларен» откатился на пятое место, чего не случалось почти десять лет — с 2004-го. В конце сезона — за год до окончания контракта — от команды ушёл титульный спонсор. Это привело к тому, что в начале 2014 года на пост руководителя команды вернулся Рон Деннис, отправивший в отставку Уитмарша. Железный Рон вернулся на пороге колоссальных перемен — в 2015-м «Макларен» стал эксклюзивным партнёром «Хонды», а после экспериментов с Магнуссеном и Пересом за Уокинг снова выступали два чемпиона мира — Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо.

Последний провал Денниса

Быстрого японского ренессанса, на который надеялся Деннис, не случилось. За три года с «Хондой» «Макларен» ни разу не поднимался на подиум и ни разу не стартовал с первой линии стартового поля. Из-за постоянных проблем с мотором выступать в «Королевских гонках» надоело Дженсону Баттону, Фернандо Алонсо пригрозил уходом из команды, если «Макларен» продолжит работать с «Хондой». И это только то, что происходило на поверхности.

Провал «Хонды» фактически стоил места и Рону Деннису — на фоне постоянных разочарований акционеры собрались с духом и сняли руководителя. Вплоть до прошлого года болиды получали индекс MP4 — в честь Project 4, команды Рона Денниса, которая пришла в Уокинг и стала движущей силой «Макларена». Практически все победы Уокинга — дело рук Рона. Сейчас команда занимает девятую строчку Кубка конструкторов — так низко она находилась в 1980-м, когда Деннис и его Project 4 только появились в «Макларене».

Впрочем, справедливо и то, что Деннис сам отчасти виноват в сложившейся ситуации. Именно он настаивал на том, чтобы «Хонда» поставляла моторы только «Макларену», хотя японским инженерам было бы полезно иметь больше информации. Не помог Уокингу и железный характер Рона — метод сильной руки работал, когда «Макларен» был силён. В условиях, когда спонсоры и партнёры «Макларену» нужнее, чем он им, — порядки Денниса стали давать сбои.

После разрыва с «Хондой» «Макларен» оказался там же, где и был до неё — с клиентскими моторами от производителя, у которого есть собственная команда. Титульного спонсора у команды по-прежнему нет. Эти три года можно было бы просто вычеркнуть из истории, если бы постоянные поломки и прохлаждающийся на обочине Фернандо Алонсо не стали мемами. Проект с «Хондой» выглядел красиво и амбициозно, но он не сработал, и теперь «Макларен» вновь начинает практически с нуля.

Равнение на «Ред Булл»

В следующем году «Макларен» переходит на моторы «Рено». После очередной нервотрёпки с «Ред Булл» французы только рады приветствовать «Макларен» в своей обойме. После гонок на «Хунгароринге» и в Сингапуре в «Макларене» стали намекать, что обладают одним из лучших шасси в пелотоне, намекая, что все проблемы команды связаны с моторами. Накануне Гран-при Абу-Даби Фернандо Алонсо открыто заявил, что рад, что этот сезон наконец заканчивается. При этом, новый руководитель команды Зак Браун от вопросов о титульном спонсоре отмахивается точно так же, как Эрик Булье и Рон Деннис до него — мол, будут результаты, появится и реклама. До недавних пор титульным спонсором «Макларена» фактически была «Хонда», поставлявшая моторы бесплатно и оплачивавшая услуги Фернандо Алонсо. Теперь Уокингу придётся платить из собственного кармана и за двукратного чемпиона мира, и за двигатели «Рено» — и это будут клиентские силовые установки, такие же как у «Торо Россо». С французскими моторами «Макларен» рассчитывает бороться за подиумы уже в следующем году. Но удастся ли эти силовые установки интегрировать в шасси? У «Рено» в последнее время немало проблем с надёжностью — как отреагирует Алонсо, если двигатели продолжат ломаться? Сравнения с «Ред Булл» для «Макларена» выглядят неизбежными — и вряд ли Уокинг сразу же поедет на равных с Милтон-Кейнсом, изучившим французские моторы вдоль и поперёк.

Вариант с «Рено» — это явно временная мера, и в 2021 году в Формуле-1, возможно, появятся новые моторы и поставщики. Но именно ближайшие годы и результаты сотрудничества с французами могут стать для Уокинга определяющими. «Макларен» — великая команда, у неё 182 победы в Гран-при, её пилоты 12 раз становились чемпионами мира — только «Феррари» выигрывала чаще. Но в плане исторических достижений недалеко от «Макларена» находится «Уильямс» — тоже некогда легендарная команда, но теперь Гроув — крепкий середняк, не брезгующий рента-драйверами.

И «Уильямс» — это не самый плохой пример: можно вспомнить «Лотус» или «Брэбэм», славное прошлое которых их поздним управленцам не очень помогло. Предстоящие сезоны покажут, останутся ли эти пять лет неприятной кляксой в истории легендарной команды или началом заката легенды, не выдержавшей противостояния с лидерами новой эпохи — «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседесом».

Читайте также

sport.rambler.ru


Смотрите также